Анализ полученных результатовСтраница 2
Анализ данных, представленных в вышерасположенной таблице показал, что имеются различия в выполнении заданий методики МЭДИС между подгруппами испытуемых экспериментальной группы с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Так, при помощи методов статистической обработки данных (в частности, U-критерия Манна-Уитни) были обнаружены достоверные различия в выполнении дошкольниками с разными речевыми нарушениями заданий первого субтеста указанной методики (различия достоверны при p<0,05). Дети с ФФН успешнее справляются с диагностическими заданиями, направленными на исследование общей осведомлённости и словарного запаса, чем дети с ОНР. Действительно, в случае общего недоразвития речи у ребёнка нарушается формирование всех компонентов речевой системы: фонетического, фонематического восприятия, лексического и грамматического. Вследствие этого у детей с ОНР затруднено понимание значения слова, ограничен запас знаний об окружающем мире и объём словаря, что и привело к более низкому, по сравнению с дошкольниками с ФФН, диагностическому результату. Таким образом, полученные нами эмпирические данные обусловлены особенностями развития детей с ОНР и согласуются с данными, представленными в научной психолого-педагогической литературе (Антипова, МПСИ).
Кроме того, достоверно различаются и общие показатели интеллектуальных способностей детей с ФФН и ОНР: у дошкольников с ФФН общий показатель выше (различия достоверны при p<0,01).
Диагностические данные, полученные в результате использования методики "Картиночно-словарный тест" (КСТ), представлены в таблицах 4 и 5 (в Приложении).
Количественный и качественный анализ данных с использованием методов математической статистики (Q-критерий Розенбаума) позволил выявить значимые различия в уровне выполнения КСТ между экспериментальной ("речевой") и контрольной группами. Обнаружилось, что результаты старших дошкольников с нормальным речевым развитием (контрольная группа) достоверно выше (при p<0,01), чем у испытуемых из экспериментальной группы (с речевыми нарушениями).
Так же выявлены значимые различия и внутри экспериментальной группы между подгруппами детей с разными нарушениями речи: результаты детей с ФФН выше, чем результаты детей с ОНР (U-критерий Манна-Уитни показывает достоверность различий при уровне значимости p<0,01).
Поскольку диагностическая направленность Картиночно-словарного теста близка к диагностической направленности субтеста №1 МЭДИС, все обоснование полученных результатов, сформулированное для МЭДИС, можно отнести и к результатам по КТС.
Эмпирические данные, полученные как результат диагностики дошкольников "Скрининговым тестом школьной зрелости", сгруппированы в таблицах 5 и 6 (см. Приложение). Сравнительный анализ данных показывает, что существуют значимые различия в выполнении вербального и невербального субтеста методики между контрольной и экспериментальной группами (использовался Q-критерий Розенбаума, при p<0,01).
Представляется интересным сопоставить уровни выполнения разных методик испытуемыми обеих групп. Для этого занесём данные, полученные в ходе анализа диагностических данных, в сводную таблицу:
Таблица 3
Поуровневое соотношение выполнения методик испытуемыми экспериментальной и контрольной групп (в% от общего количества испытуемых в группе)
Уровни группы |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Методика |
ЭГ |
53% |
47% |
- |
- |
- |
МЭДИС |
КГ |
- |
20% |
67% |
- |
13% | |
ЭГ |
- |
60% |
40% |
- |
- |
КСТ |
КГ |
- |
13% |
60% |
20% |
7% | |
ЭГ |
20% |
53% |
27% |
- |
- |
Невербальный Субтест СТШЗ |
КГ |
- |
40% |
60% |
- |
- | |
ЭГ |
- |
60% |
40% |
- |
- |
Вербальный субтест СТШЗ |
КГ |
- |
20% |
53% |
20% |
7% |
Рекомендуем к прочтению:
Теоретические основания изучения. Особенности
социально-психологического статуса женщин после развода
По определению повторный брак возможен только после расторжения предыдущего, после развода. Для цели нашей работы представляется необходимым остановиться на гендерных особенностях социально-психологического статуса индивида, находящегося ...
Демонстративный тип
Этому типу акцентуации характера присуща легкость установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости мане ...
Приложения
Приложение №1
СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ
Рисунок 1
Приложение № 2
СЛАГАЕМЫЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Приложение № 3
Смена "коммуникативных ролей"
Приложение № 4
МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ...