Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Обзор литературы по теме исследования
Страница 3

Материалы » Профессионально важные черты психолога » Обзор литературы по теме исследования

3. Микротехники. Можете ли вы целенаправленно применять микротехники, чтобы достичь определенного воздействия на клиента? В частности, умеете ли вы извлекать факты, чувства, причины, лежащие в основе проблем? Способны ли вы, используя навыки воздействия и выслушивания описать, как клиент видит и чувствует ситуацию? Можете ли вы, используя навыки воздействия, задать новые перспективы для развития ситуации? Используются ли микротехники правильно с точки зрения среды клиента?

4. Индивидуальная и культурная эмпатия.

Способны ли вы встать на точку зрения клиента, применяя индивидуальную эмпатию и такие связанные с ней понятия как непосредственность, конкретность и позитивный взгляд. Способны ли вы изменять эмпатические конструкции с учетом культурных истоков клиента, не забывая личной неповторимости? Прибавилось ли у клиента уважение к иным личностям, культурам? Клиенту необходимо, чтобы его понимали, но не менее важно, чтобы он научился понимать других.

5. Навыки наблюдения клиента. Способны ли вы наблюдать и отражать как вербальный, так и невербальный язык клиента? Умеете ли вы взять поверхностную структуру предложения и постичь (вместе с клиентом) его глубинный смысл? Способны ли вы соединиться с клиентом и вести его в новом направлении? Умеете ли вы замечать противоречия и разрешать их через конфронтацию? Как клиент относится к вашим конфронтациям – отрицательно, частично признавая или полностью осознавая противоречия? Идет ли синтез новых конструкций и нового мировоззрения?

6. Взаимодействие личность – окружение. Можете ли вы произвести оценку клиента по модели Келли? Умеете ли вы создать подходящее окружение для роста и развития клиента?

7. Интеграция. Умеете ли вы объединять вышеперечисленные методы, качества, конструкции в плавно протекающее интервью, способное вызвать у клиента позитивные сдвиги? Способны ли вы использовать методику поиска позитивного?

Все вышеперечисленные вопросы помогут психологу самостоятельно оценить качество проводимого им интервью.

Итак, мы рассмотрели представления об этапах психологического консультирования у таких авторов как, Г.С. Абрамова, Ю.Б. Алешина, В.Ю. Меновщиков и Р. Мэй. Кто-то из них предлагает четыре этапа консультации, кто-то пять, но, несмотря на различные названия, суть психологического консультирования, задачи каждого из этапов психологического консультирования стоят одинаковые, но решаются они в рамках определенной философии, с точки зрения определенной концепции.

Многообразие подходов к психологическому консультированию обуславливает возможность альтернативы для молодых психологов, расширяет представления о психологическом консультировании, и тем самым способствует выбору оптимальных средств коммуникативной деятельности, помогает психологам-консультантам развивать их коммуникативные способности, коммуникативную компетентность, направляя их деятельность.

Резюмируя выше сказанное, можно выделить ряд качеств, которые могут составить модель эффективного психолога-консультанта, которые нуждаются в эмпирической проверке:

Эмоционально волевая сфера: саморегуляция, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, артистичность, признание своих ошибок, уверенность в себе, самоуважение, склонность к доминированию, обаяние, доброжелательность, внутренний локус контроля, позитивный настрой.

Коммуникативная сфера: умение управлять, руководить, заинтересованность в общении, этическая жизнь, приятная внешность, эмпатийность, тактичность, рефлексия, личная ответственность, способность к поддержанию хороших личных отношений, безоценочность, внимательность, открытость переживанию, умение активно слушать, умение понятно говорить.

Познавательная сфера: понимать последствия своего влияния, самообразование, понимание себя, увлеченность профессией, владение теорией, практика с супервизором, работоспособность, спонтанность, рациональность, альтруизм, креативность, внимание к деталям, творческие способности, высокая физическая активность, профессионализм, интеллектуальность, гибкость (как способность делать одновременно разные дела), здравый смысл.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения
Все изменения в этом возрасте можно классифицировать на три сферы: 1. В интеллектуальной - появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться сам ...

Выводы
В данной главе решалась задача описать одну из важнейших сторон коммуникативного процесса – невербальную, которая во многих случаях является более информативной, нежели вербальная, - та, что воплощается в словах. Невербальная коммуникаци ...

Теоретические аспекты отношения педагога в обучении младших школьников. Социометрический статус младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Проблема индивидуального подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ре ...