Психологические факторы риска формирования наркотизации у детейСтраница 1
Психологическая готовность к употреблению наркотиков формируется постепенно, и наркотизация является логическим завершением всего предыдущего развития. Отсутствие такой готовности создает "запас прочности", позволяющий противостоять неблагоприятным воздействиям среды[12].
Актуализация психологической готовности к употреблению наркотиков происходит в силу ряда причин:
1. Неспособность подростка выйти из ситуации, когда удовлетворение актуальных потребностей оказывается затруднено.
В типичной ситуации потребность подростка в положительной оценке со стороны взрослых, потребность в общении, потребность в самоуважении оказываются трудно достижимыми. В результате первоначальная цель утрачивается и возникает другая - избавиться от отрицательных эмоциональных переживаний, вызванных травмирующей ситуацией, что легче всего сделать при помощи психотропных средств.
2. Несформированность или неэффективность способов психологической защиты.
В травмирующей ситуации в норме действуют защитные механизмы, которые позволяют либо забыть о ней на время, необходимое для передышки и накопления сил для новой активности, либо воспринимать ситуацию не так трагично. Если же эти механизмы не сформированы или их действие оказывается неэффективным, то ребенок инстинктивно ищет поддержки во внешней среде и нередко находит ее в наркотиках.
3. Наличие психотравмирующей ситуации, из которой ребенок не находит конструктивного выхода.
Подросток оказывается беспомощным перед захлестывающими его эмоциями и прибегает к химическим способам их избегания. Действительно, в семьях наркоманов чаще, чем в других, случались разные болезни, использовались лекарственные препараты. В сознании подростков постепенно формировался стереотип, что все жизненные проблемы можно решить приемом какого-нибудь лекарства. В ряде случаев это психологически облегчало переход к потреблению наркотиков.
4. Наличие тенденции к конфронтации с опасностью.
Тревога является постоянным спутником жизни подростка. Это и тревога, вызванная неопределенностью самого подросткового возраста, которая усугубляется кризисом ценностей в обществе, и тревога внутри семейного происхождения, причины которой чаще всего не могут быть осознаны. У ребенка возникает внутреннее психическое напряжение, вызванное смутной тревогой, именно потому, что причину этой тревоги ему определить трудно. И эта тревожность "ищет подтверждения во внешних событиях, не столько преломляя, сколько притягивая к себе зримые сигналы беды"[13]. Таким сигналом беды для подростка может выступать наркотик. Каждый ребенок знает, что наркотик несет в себе смертельную опасность, но пока подросток сам не сталкивается с ней, опасность остается неопределенной.
Можно говорить о том, что под влиянием поисковой тревоги возникает состояние "психологической прикованности" к опасности, когда человек с необходимостью должен вступать в единоборство с опасностью.
Решающее значение имеет тот факт, что информация о наркотиках противоречива. Различные способы преподнесения недифференцированных по своему содержанию сведений ведут к мозаичности, разорванности, противоречивости представлений о наркомании у подростков. Резко отрицательное отношение к стереотипу "наркоман" сочетается с интересом к экспериментированию с наркотиками.
Рекомендуем к прочтению:
Основные функции жестов в человеческой коммуникации
(1) функция регулирования и управления вербальным поведением говорящего и слушающего; ср. жесты, сопровождающие приветствия, приказы, убеждения, просьбы, согласия, угрозы и др.
(2) отображение в коммуникативном акте актуальных речевых де ...
Анализ и интерпретация полученных результатов
Диагностика самоотношения (тест-опросник Столина).
По данной методике были получены результаты по четырем шкалам: самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидание положительного отношения к себе. Сырые баллы были переведены в стены и сг ...
Становление коммуникативной сферы у дошкольников
Коммуникативная сфера в ходе онтогенеза претерпевает существенные изменения. В связи с этим проанализируем ход ее становления в разные возрастные периоды.
Младенчество - период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социа ...