Проблемы изучения одаренных детей в современных
работах, посвящённых социальной психологии малых группСтраница 1
Одаренность
- значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.
Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. [10]
Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. [10] Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем. Одаренные дети часто страдают от так называемой «диссинхронии», под которой понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или, даже, замедленным развитием другого. Нередки случаи, когда лучший «математик» класса или одаренный «юный поэт» на уроках физической культуры оказываются среди отстающих учащихся. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Детей с ранним умственным расцветом могут ожидать сложности и дома, где родители не всегда могут подсказать и поддержать ребенка. Также отмечаются проблемы у одаренных детей со сверстниками. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Умственно одаренные дети часто стремятся к дружбе со старшими детьми, в общении с которыми у них также могут возникать различные трудности. Как правило, эти трудности обусловлены тем, что старшие дети опережают их в физическом развитии и одаренному ребенку трудно стать лидером в таком коллективе. А переживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, как старшие, иногда существенно сказываются на самооценке одаренных детей, так как они весьма критичны к своим достижениям. На вопрос о том, насколько благоприятно для развития ребенка складывается его общение в группе детского сада или в классе, позволяет ответить анализ групповых взаимоотношений, проводимый с помощью социометрических методик. [11] Такой анализ основывается на выявлении существующих в группе, главным образом, эмоциональных предпочтений. В зависимости от степени предпочитаемости дети имеют различное положение (статус) в системе взаимоотношений (статусной структуре группы). В настоящее время в статусной структуре группы большинство авторов выделяет четыре основные категории (подгруппы). Положение детей, входящих в I и II подгруппы ("звезды" и "предпочитаемые"), рассматриваются как благоприятное, а в III и IV ("пренебрегаемые" и "изолированные") - как неблагоприятное и свидетельствующее о наличии различных трудностей или конфликтов в общении с членами группы.
Рекомендуем к прочтению:
Воображение как способ создания нового (психологический аспект)
Воображение непрерывно связанно с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность, фантазировать и творить новое.
Процесс воображения (фантазирования) направлен на поиски оригинальных, нестандартных образов и иде ...
Трансперсональная психология
Трансперсональная психология сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является Станислав Грофф [15],[16]. Трансперсональная психолог ...
Рекомендации
После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации:
· Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для кажд ...