Родительско-воспитательная сфера
Юноши и девушки как потенциальные родители должны знать основные положения и подходы к формированию семьи и понимать значение семьи в личной жизни. Роль матери/отца начинается с развития чувства материнства/отцовства, которое лучше развивается у девочек/мальчиков в многодетных семьях. В браке освоение роли матери/отца начинается с осознания смысла жизни в воспитании своих детей.
В воспитании главной задачей молодых родителей является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, формирование / закрепление необходимых качеств, умений и способностей, подготовка к переходу на новую статусную позицию – взрослого человека. [28; 181]
Семья активно воздействует на развитие духовной культуры ребенка, является для него микромоделью общества, вырабатывает систему социальных установок и формирует жизненные планы. Именно в браке осознаются общественные правила и культурные ценности общества. В семье вручается эстафета опыта поколений и закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка. Если молодая семья не готова к родительству при наличии ребенка (например, при незапланированной беременности), то это может послужить рядом серьезных проблем, и явиться причиной распада брака.
Рождение ребенка ведет к серьезным изменениям в семейной жизни. Это период, когда супругам необходимо овладеть новыми для них социальными ролями – отца и матери. Если раньше муж и жена проводили досуг вместе, то с появлением ребенка это часто приходиться делать в одиночку, так как один из супругов должен оставаться с ребенком (особенно если нет родственников, способных на время их подменить).
С рождением ребенка семья переходит в новое состояние: уход за ребенком ограничивает личную жизнь, уменьшает время совместного пребывания, возникают проблемы в области коммуникаций и секса, появляется чувство ущемленности у мужа. Мать вынуждена оставить работу, а отцу приходиться больше работать, чтобы обеспечить семью.
Переход к материнству приводит к изменению взглядов на семейно-бытовые обязанности. Большинство опрошенных женщин хотели бы совместно с мужем выполнять функции, касающиеся общения с детьми и взаимодействия с внешним миром по поводу детей (посещение поликлиник, детского сада).
В семейных представлениях мужчин и женщин наблюдается тенденция к совместному выполнению родительских обязанностей, но не смотря на это доминирует установка на то, воспитание детей – удел исключительно женщин.
Рекомендуем к прочтению:
Физическая и психологическая дистанции
Каждый человек имеет свою собственную личную территорию. Правильнее сказать, что это не территория, а пространство, воздушная оболочка, окружающая тело человека со всех сторон. Размеры оболочки зависят от плотности населения людей в места ...
Проанализируйте различия группового консультирования и системно-семейного
Групповое психоконсультирование
Среди тех, кто одним из первых в истории психотерапии обратился к групповым методам, был американский психиатр и социальный психолог Я.Морено. Он в 1932 году ввел в оборот термин “групповая психотерапия” и ...
Методические основы экспериментальной работы. Диагностическая
программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Цель диагностической программы – выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Подобранная диагностическая программа состоит из следующих методик: «Составлени ...