Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Психоаналитическое направление
Страница 1

Родоначальником психоаналитической теории личности является З. Фрейд. Согласно ему основными структурными компонентами психической организации являются:

1. Ид (оно) – бессознательное, источник энергии для всех структур личности, задача которого заключается в ослаблении состояния напряжения, усилении удовольствия и доведении до минимума состояний дискомфорта. Оно включает в себя неприемлемые мысли, чувства, переживания.

2. Эго (я) – компонента психики, которая находится в контакте с реальным миром. Его задача заключается в обеспечении безопасности здоровой психики, удовлетворяя потребности Ид.

3. Суперэго (сверх-я) – хранилище моральных норм и ценностей. Его роль заключается в осуждении, запрещении запретных мыслей, поступков, чувств.

Сам Фрейд охарактеризовал эти структуры так: «мы могли бы сказать, что эго символизирует разум и здравый смысл, тогда как ид символизирует необузданные страсти…Суперэго похоже на тайный департамент полиции, безошибочно определяющий любые тенденции со стороны запретных влечений, особенно агрессивного плана и безжалостно карающий человека, если присутствуют любые из этих тенденций».[27, с. 37-38] Из этого следует, что эмоции человека выступают как следствие бесконечной борьбы между ид и суперэго.

Точное определение эмоции в рамках классической психоаналитической теории дать затруднительно, так как Фрейд и его последователи широко трактовали этот термин. Так, в своих ранних работах Фрейд пишет, что аффект или эмоция – это единственная побудительная сила психической жизни, а в своих поздних трудах он уже говорит об аффектах, об интрапсихических факторах как пробуждающих фантазии и желания индивида. [10, с. 25]

Большая заслуга З.Фрейда состоит в том, что он первым обратил внимание на сущность и роль бессознательного, утверждая, что мы – существа не рациональные, а управляемые эмоциональными силами, происхождение которых часто не осознается. Наблюдая, как уместные, так и неуместные проявления эмоций, Фрейд пришел к пониманию мотиваций внутри бессознательного. Эмоции служат средством для избавления от состояния напряжения и для понимания состояния удовольствия.

Еще одно научное достижение Фрейда заключается в формулировании и описании защитных психологических механизмов, с помощью которых человек пытается избавиться от негативных эмоциональных переживаний (отрицание, вытеснение, рационализация, инверсия, проекция, замещение, регрессия, сублимация). Также Фрейд ввел в систему психоанализа как метод лечения такой термин как катарсис – разрядка, снятие напряжения, тревоги, вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, чувств, желаний и воспоминаний. [21, с. 283]

К.Юнг был одним из первых учеников Фрейда. По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на то, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового наследственного опыта. [28, с. 200 ]

В коллективном бессознательном, по мнению Юнга отражены все мысли и чувства, общие для всех людей и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Также коллективное бессознательное содержит архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Юнг также сформулировал концепцию экстраверсии (направленность субъекта на внешний мир) и интроверсии (ориентация на внутренний мир, собственные переживания), которая объясняет своеобразные проявления, интенсивность, возможные причины возникновения эмоциональных реакций. Помимо этого Юнг расширил свою типологию за счет четырех основных психологических функций: мышления, ощущения, чувства, интуиции. [29, с. 239-244]

Юнг подчеркивал, что основную роль в психологии должно играть изучение эмоций: «Только психология стала наукой, принимающей во внимание фактор ценности (т.е. чувства), потому что именно чувства связывают жизнь с тем, что происходит в психике. Психологию часто обвиняют, что в этом смысле она не наука; но тем, кто ее критикует, не удается понять научную и практическую необходимость того, почему стоит придавать значения чувству». [27, с. 115]

Другим, не менее известным учеником Фрейда, но отошедшим от него был А.Адлер. Он подчеркивал, что основное в человеке – общественное чувство – «чувство общности» или социальный интерес. Согласно этому, Адлер уделял внимание двум видам эмоций: не связанным с обществом, которые относятся к достижению индивидуальных целей, и связанным с обществом, которые способствуют социальному взаимодействию. Не связанные с обществом эмоции (гнев, страх, отвращение) направлены на качественные изменения в жизни человека, даже за счет других людей, так как они являются результатом ощущения неудавшейся жизни и собственной несостоятельности. Социально ориентированные эмоции – радость, смех, симпатия – «чистейшее выражение социального интереса». [27, с. 138]

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Технология использования подвижных и спортивных игр
Несмотря на большое количество работ, освещающих различные стороны игровой деятельности, остается широкий круг вопросов для серьезного изучения, в том числе, и роль подвижных игр в развитии творческой индивидуальности детей младшего школь ...

Вы узнаете, что у малыша нарушение развития
Все родители, пережившие этот момент, говорили, что испытали страшный шок и нежелание верить в диагноз — как будто наступил конец света. В этот момент родители, как правило, страшно пугаются, и кажется, что они хотят сбежать от этой ситуа ...

Методы управления стихийными группами
Главную роль в нашей психике играет подсознание, или бессознательное. Это то, где рождаются наши мысли, желания, поступки, какие-то устремления, то, из чего в последующем складывается поведение человека. Можно сказать, что приемы воздейст ...