Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Теории эмоций
Страница 2

В эмоции выделяют две основные части: первую (и главную) - субъективное, эмоциональное переживание (приятного или неприятного характера): и вторую - эмоциональное выражение, т.е. сопутствующее этому переживанию изменение мимики, жестов, позы, а также вегетативных реакций. Им особое внимание уделял У.Джеймс и К.Ланге, которые впоследствии выдвинули психологическую теорию эмоций. Джеймс следующим образом объяснял свою теорию: "Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта: осознание нами этого возбуждения и есть эмоция. Обыкновенно принято выражаться следующим образом: мы потеряли состояние, огорчены и плачем, мы повстречались с медведем, испуганы и обращаемся в бегство, мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим удар. Согласно защищаемой мной гипотезе порядок этих событий должен быть несколько иным: первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым; между ними должны быть телесные проявления, и поэтому наиболее рационально выражаться следующим образом: мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьём другого, боимся, потому что дрожим, а не говорить: мы плачем, бьём, дрожим, потому что опечалены, приведены в ярость, испуганы. Если бы телесные проявления не следовали бы немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, бледным, лишенным колорита и эмоциональной "теплоты". Мы в таком случае могли бы видеть медведя и решить, что всего лучше обратиться в бегство, могли бы нанести оскорбление и найти справедливым отразить удар, но мы не ощущали бы при этом страха или негодования".[12, c.565] Эмоции отождествляются с осознанием органических изменений. Аналогичную точку зрения развивал Ланге в своей сосудодвигательной теории эмоций. Для него эмоции - это осознание происходящих в организме сосудодвигательных изменений и их последствий. Таким образом, теории Джеймса и Ланге очень похожи друг на друга, поэтому их соединили, и принято называть теория Джеймса-Ланге. Но Джеймс не сводил значение эмоций к такому узкому физиологическому понятию. Они показали действие вегетативной и центральной нервных систем в организации эмоций. Но в их теории это была не составляющая часть эмоций, а основная. В этом состоит их минус, т.к. даже сейчас физиологи доказали, что эмоции не сводятся только к периферическим реакциям.

Но как обычно каждая теория сразу же тщательно рассматривается, принимается или оспаривается. Так произошло в данном случае. Известный английский нейрофизиолог Ч.Шеррингтон показал несостоятельность этой теории. Он лишил мозг подопытного животного возможности получать импульсы со стороны внутренних органов, мышц, перерезав для этого соответствующие нервные проводящие пути, и, тем не менее, оказалось, что эмоциональные проявления у такого животного сохранились. Так было доказано, что эмоциональные переживания возникают первыми при восприятии той или иной ситуации, а изменения со стороны соматического и периферического отделов - явление вторичное.

Теория Рубинштейна: человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является созерцателем и в тоже время автоматом, производящим хорошо отлаженные движения, эмоции и т.д. Он переживает то, что с ним происходит и что им совершается, относится определенным образом к себе, окружающим. Эти переживания и являются эмоциями. Их можно охарактеризовать несколькими отличительными признаками:

Во-первых, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным и отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье - грусть, радость - печаль. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречия.

Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер по отношению зависимости воздействия к положительным или отрицательным потребностям, интересам, установкам. Если все происходящее может вызвать у него те или иные эмоции, то особенно тесной является действительная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Эта связь взаимная: с одной стороны, ход или исход человеческой деятельности вызывают у человека обычно определенные чувства, с другой - чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на деятельность. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: органическая жизнь, интерес материального порядка и духовные, нравственные потребности.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Методы преодоления конфликтов
Исследования показали, что любой конфликт может быть быстро разрешен, если известны соответствующие методы. Но при этом обязательно должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов, особен ...

Определить виды эксперимента (по трем критериям)
Первым критерием является наличие или отсутствие формирующей цели. В этом исследовании ученые применяли формирующий эксперимент, целенаправленно воздействуя на испытуемых для формирования у них определенных качеств. Была поставлена цел ...

Техника поведенческой терапии.
Наиболее простым способом поведенческой психотерапии является обучение релаксации. Данным способом можно обучаться по записанным на звуковой носитель инструкциям или во время групповых сеансов, что позволяет снизить затраты времени психот ...