Трактовка воображения в филосовской и социально-психологической литературе. Интерпретация воображения в философских концепцияхСтраница 1
С древнейших времен воображение воспринималось как естественное качество человека, данное ему от природы, наряду с врожденными способностями видеть, слышат, наблюдать, размышлять и т.д.
„Способность воображения как фундаментальная и всеобщая проявляется уже на первых ступенях развития культуры. Изготовление орудий труда, строительство жилища и первых городов, относящихся еще к эпохе неолита, свидетельствует о том, что уже первоначальные конструции не только опирались на имеющийся опыт использования природныхявлений, но и носили характер поиска осуществления новых планов, родившихся первоначально в голове, в воображении их создателей”[35].
Наиболее активно и ярко способность воображения на первых ступенях развития общества проявилась в искусстве. Активность воображения проявляется , в частности, в том, что впечатления человека, создающего рисунок, предстают перед зрителем как определенным образом оформленные, что является результатом не просто отражательной деятельности мозга, а сложного мыслительного преобразования преаметов, процесса “воображения” их в новом виде: в других масштабах, пропорциях, линиях, цвете и т.д.
Воображение в этих актах проявляется, как способность производить различные “превращения” реально существующих предметов и формировать новый вариант – образ, который при всем своем отличии от предмета в его природном виде восприниматься как адекватный ему.
Способность представить естественно невозможное – одна из специфических особенностей воображения. Воображение, как и мышление, диалектично и включает в себя способность отхода от действительности, осуществляемого посредством активной деятельности сознания, волевых усилий целевых и рациональных действий человека. Направленность на отход задают идеи, возникающие в процессе практической деятельности. Это специфическая для воображения сфера действия, благодаря которой оно, так же, как и через образ, смыкается с познанием.
Большой интерес представляют интерпретации проблемы воображения Аристотелем, сочинения которого принято рассматривать как синтезирующие научное знание того времени. Это относится не только к философии и естественным наукам, но также и к литературе и искусству, исследование которых с большой полнотой раскрывает как саму природу творческого процесса, так и основополагающие эстетические понятия. Одним из способов познания у Аристотеля оказывается воображение, играющее активную роль как в научном, так и в художественном творческом процессе. Так, философ считал правомерным для науки постановку чисто теоретических проблем, рассуждения о понятиях и величинах, существующих только в воображении и имеющих определенную значимость лишь по установлению (ученых). Это ярко проявляется при трактовке им проблемы бесконечного, проблем времени, пространства, движения и др. Он находил уместным при ведении естественнонаучного исследования ставить вопрос о бесконечном, устанавливать, существует оно или нет, и, если существует, то определять, что оно представляет собой[6].
Рассмотрение проблемы воображения на примере концепции Канта осуществляется главным образом через раскрытие тех довольно многообразных функций, которые оно осуществляет. Это, прежде всего функция синтеза, которую философ, вслед за Лейбницем, ставил выше анализа.
Анализ многообразных функций воображения в кантовской теории познания подводит к выводу, что продуктивную деятельность воображения можно рассматривать как, в сущности, изначальную основу всех структур человеческого познания. Кант показал, что всякий смысл, а в конечном счете всякое предметное понятие человеческого сознания вообще является лишь продуктом деятельности воображения (Бородай Ю.М.)[4].
Рассмотрим, какое содержание вкладывает Гегель в понятие воображение. Обратим внимание на то, что философ говорит именно о силе воображения.
Гегелевская мыслительная схема познания начинается с созерцания, а завершается понятийным мышлением. Место воображения в ней четко определено: оно связанно с представлением, т.е. внутренне усвоенным созерцанием, являющимся непосредственной принадлежностью познания.
Сила воображения, по Гегелю, есть то, что определяет образы[35]. Она зависит от субъекта, так как в процессе воображения Я является определяющим или полагающим; от него зависит отнесение образов друг к другу и то, каким образом вместо их объективной связи им дается связь субъективная. Способность воображения выступает как специфическая характеристика субъекта, как его индивидуальное качество, зависящее от уровня развития его сознания, его дарования и др.
Завершая освещение кантовской и гегелевской концепции воображения, отметим, что практически впервые в истории философии было выяснено понимание самой проблемы, открыты новые ее аспекты, найдены решения многих теоретических вопросов, касающихся природы и функционирования воображения в структуре познавательной деятельности. Отвлекаясь от многих частных проблем, Кант и Гегель, по сути, фундаментально исследовали эту проблему, включив ее в контекст человеческой духовности и культуры. Кант и Гегель рассматривали в качестве активной действенной силы продуктивную, творческую роль воображения [12].
Рекомендуем к прочтению:
Социальные сети:
определение, история развития, характерные особенности
Социальные сети [Social Networks] -
применительно к Интернету это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими и ...
Психотерапия: содержание основных понятий.
В научной литературе насчитывается несколько сот определений понятия «психотерапия», одни из них четко относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на ее психологических сторонах. По мнению Карвасарского Б.Д. отечественная ...
Мотивы преступлений совершаемых серийными убийцами
В основе преступного поведения серийного убийцы лежат те или иные мотивы. Какие же глубинные психологические факторы отражают эти мотивы, в чем их субъективный смысл?
Четыре возможных мотива толкающие человека на серийные убийства:
1. М ...