Воображение как способ создания нового (психологический аспект)Страница 1
Воображение непрерывно связанно с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность, фантазировать и творить новое.
Процесс воображения (фантазирования) направлен на поиски оригинальных, нестандартных образов и идей, однако возникают они далеко не всегда спонтанно и стихийно. Их появление зависит от целого ряда условий и, прежде всего, от имеющихся представлений, богатства практического опыта человека, его знаний, умений, таланта.
Большое значение имеют и примеры воображения (фантазирования), способы переработки представлений при создании фантастических образов, которые сводятся к следующим: схематизация, агглютинация, гиперболизация и миниатюризация (Рубинштейн С.Л.) Коротко можно охарактеризовать их следующим образом [32,302].
1) Схематизация состоит в мысленном исключении каких-либо свойств и качеств, присущих определенному объекту, с тем, чтобы выделить в нем главное. Раскрывая смысл схематизации, С.Л.Рубинштейн, в частности, указывал, что художник только тогда достигает должной выразительности в изображении объекта, когда избавит его от лишних и второстепенных деталей, которые мешают восприятию того самого характерного, что именно и только ему свойственно. Ибо “художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое. Суть этого преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности, что оно как бы снимает с нее случайные наслоения и внешние покровы. В результате глубже и вернее выделяется ее основной рисунок. Продукт такого воображения дает часто по существу более верную, глубокую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в состоянии сделать фотографирующее воспроизведение непосредственно данного”.
2) Агглютинация заключается в объединении в единое целое ряда представлений в такой последовательности, которая отличается от наших непосредственных восприятий и переживаний. Об этом приеме, проявляющемся в многочисленных частных формах, дают представление особенности построения образа на ранних ступенях развития искусства: одухотворении неживой природы, растений и животных; придание человеку свойств животных; включение известного объекта в новую ситуацию; и др.
3) Суть гиперболизации, так же, как и миниатюризации, состоит в мысленном преобразовании (увеличении или уменьшении) разного рода объектов или представлений с целью добиться определенного эффекта (критического, комического и др.). При этом существующие модификации могут быть проведены как с целым предметом, так и с отдельными его деталями путем их акцентирования. Оба эти предмета могут использоваться одновременно, что позволяет увидеть изображаемое в новом ракурсе.
В таком же плане освещают вопрос, касающийся специфики воображения и его отличия от других форм психической деятельности, вовлеченных в процесс познания, выдающиеся психологи С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский и др. Ими, в частности, были проведены исследования, касающиеся процесса получения нового знания, специфической функции воображения и его эвристического значения, а также роли идей в процессе познания и творчества и др.
Как отмечал Л.С. Выготский, для психологов не составило проблемы доказать связь воображения с прежним опытом и с уже накопленными впечатлениями. Задача состояла в том, чтобы объяснить присущее воображению моменты создания новых образов, которых не было в прошлом опыте. Проблема специфики воображения и его отличия от других форм сознания также была решена недостаточно удовлетворительно [6].
Не смотря на противоречивые мнения по этим вопросам, на основе накопленного опыта и знания были выдвинуты положения, которые представляются доказательствами и с которыми считаются психологи и философы самых различных направлений. Одно из них состоит в том, что деятельность воображения, даже тогда, когда она оперирует прежними образами, является творческой. Разумеется, в воображении новые комбинации создаются из тех элементов, которые в действительности новыми не являются. Однако воображение не повторяет, а тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит из них какие-то новые ряды. Кроме того, эта деятельность психологически иначе обусловлена: она протекает в иных измерениях, образы выступают в другой обстановке, в новых связях и т.д.
Таким образом, привнесение, нового в самое течение наших впечатлений и изменение их так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ, дает возможность говорить о воображении как о творческом процессе. Эта его особенность и составляет “самую основу” деятельности воображения. Характеризуя отношения между мышлением и воображением, отметим следующие важные моменты: между процессами мышления и процессами воображения обнаруживается близость, родство, появляющееся в том, что моменты их наиболее яркого проявления падают на определенный генетический период в развитии человека и совпадают с появлением речи. Как отмечает Л.С.Выготский, исследования показали, что “очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, что задержанные в речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии воображения”[6,437]. Было бы неверно рассматривать воображение только как особую функцию мышления, довольно однотипную и повторяющуюся.
Рекомендуем к прочтению:
Методики исследования
При выборе методик исследования учитывалось их соответствие задачам исследования, информативность и соответствие возрасту испытуемых.
Уровень сформированности адаптационных способностей младших школьников оценивался с помощью следующих д ...
Социализация: непрерывный процесс
Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим-младший (1966) одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в ...
2.
низкая
самооценка
-,079
,036
,157
,041
-,022
,837
,052
-,020
,130
,184
3. конфликтность характера
,316
,263
,070
,315
-,331
-,043
,343
,057
,046
,018
4. неодобрение со стороны близкого ок ...