Анализ результатов и их интерпретация
Анализируя полученные результаты диагностики на выявление уровня продуктивности воображения (пятна Роршаха), можно сказать, что первая группа испытуемых – студенты-психологи, в среднем, показала высокий результат. Испытуемые в ходе проведения опыта старались найти как можно больше определений рисунков. Данный факт можно объяснить тем, что они были заинтересованы экспериментом. Они проявили оригинальность объяснений, что характеризуется наклонностью к искусству, живописи, творчеству и т.п. Испытуемые использовали маленькие детали одной картинки. Эти особенности связаны с развитием мышления и чувством собственной сферы. Виденье человеческих очертаний отображает направленность принятия субъекта. Фантастическое воображение на примере ведьм, летучих мышей, кентавров и т.п. можно рассматривать как склонность к мифологическому мышлению.
Что касается результатов группы студентов-экономистов, то они оказались на среднем уровне. По сравнению с предыдущей группой они проявили меньшую заинтересованность. Данная группа применяла в основном не творческие определения картинок. Ответы в основном были краткие и обобщенные. Большинство ответов типичны друг другу. Мало внимания уделялось мелким деталям. Это связанно с тем, что деятельность студентов-экономистов не связана с творчеством. В большинстве случаев они работают с точными данными. Посредством данной методики мы увидели значительные различия уровня продуктивности воображения студентов-психологов и студентов-экономистов. Данное утверждение можно объяснить тем, что студенты-психологи в своей деятельности чаще встречаются с творческими работами, нежели студенты-экономисты, которые ведут различные счета, занимаются управленческой деятельностью.
Различия между группами статистически достоверны при t = 0,98949, p = 0,042.
Анализируя полученные результаты проведенной методики на исследование индивидуальных особенностей воображения можно сказать, что испытуемые первой группы были увлечены и заинтересованы исследованием. Сопоставляя все три рисунка можно заметить, что в данной группе преобладает высокий уровень воображения. Рисунки выполнены качественно. В них не прослеживается стереотипность. Рисунки можно считать оригинальными, т.к. они выполнены на неоднотипных сюжетах. Четко прослеживается фиксированность образов и ригидность воображения.
В отличие от первой группы, вторая показала результат немного ниже. Контур геометрической фигуры использовано как основную деталь, а рисунки имеют определенный однородный сюжет, при этом введены дополнительные детали. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, т.к. рисунки имеют один и тот же сюжет.
Различия между группами статистически достоверны при t = 0,538, p = 0,012
Таким образом, проведя эмпирическое исследование, мы подтвердили нашу гипотезу в том, что уровень воображения студентов – психологов качественно отличается от уровня воображения студентов – экономистов.
Рекомендуем к прочтению:
Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста
К
настоящему времени в психологии существуют разные подходы к определению понятия «интеллект». Изучение особенностей развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста осуществляется, как правило, в рамках подхода, и ...
Характерные особенности
социальных сетей
Термин «социальная сеть» был введен в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом. Во второй половине XX в. это понятие начало активно использоваться на Западе в при исследованиях социальных связей и человеческих отношений, ...
Понятие о воображении, механизмы процесса воображения
Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельн ...