Определение понятия «общение»Страница 1
Для определения места компьютерной коммуникации в системе общения требуется прежде всего уточнить содержание понятия «общение».
Главная цель естественного языка - установление общения между людьми, которое протекает в обстоятельствах, обусловленных физическими, социально-культурными и лингвистическими факторами (Dik, 1986: 21). К физическим факторам С. Дик относит специфику номинации, обусловленную приоритетами общества, к лингвистическим - переключение языков в многоязычной среде, к социокультурным - поддержание контакта между коммуникантами и установление того или иного типа социальных отношений между ними.
Целый ряд школ, течений и отдельных концепций трактуют язык как социальное явление, средство общения людей, связанное с общественным положением, родом деятельности, уровнем образования и т.п. В трудах таких крупнейших языковедов, как В.В.Виноградов (1980), Е.Д. Поливанов (1968), Б.А. Ларин (1974), Л.П. Якубинский (1986), В.М. Жирмунский (1968) и др., язык как средство общения рассматривается на основе историко-материалистических принципов анализа общественных отношений.
Известно, что термин «общение» многогранен. В словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой общение определяется как: а) действие по значению глагола «общаться», т.е. поддерживать отношения, встречаться; б) взаимные отношения (деловая или дружественная связь) (СРЯ, 1984: 576).
Слово «общение» часто используется не в строго терминологическом смысле и обозначает процесс обмена мыслями, информацией и даже эмоциональными переживаниями собеседников. С социологической точки зрения общение может быть понято как «способ осуществления внутренней эволюции или поддержания status quo социальной структуры общества, социальной группы или отдельной общности, в той мере, в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное без общения (Hayakawa, цит. по: А.А. Леонтьев, 1997: 32). Т.е. социологи полагают, что общение - это социально обусловленный вид деятельности людей. Лингвисты рассматривают общение, прежде всего, как актуализацию коммуникативной функции языка в разнообразных речевых ситуациях. В качестве научного термина «общение» используется в психологии и обозначает процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом плане. Осуществление этого контакта позволяет либо изменять протекание коллективной деятельности за счет согласования (рассогласования) «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, либо осуществлять целенаправленное воздействие на формирование и изменение отдельной личности в процессе коллективной или индивидуальной, но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение) (А.А. Леонтьев, 1997: 63).
Категория общения находится в центре внимания гуманитарных наук ХХ - XXI века. Вслед за А.А. Леонтьевым мы полагаем, что “невозможно исследовать развитие и функционирование человеческой личности, не обращаясь к понятию “общение”, не интерпретируя это понятие тем или иным образом и не анализируя его конкретных форм и функций в тех или иных социальных и исторических условиях” (Леонтьев, 1974: 6). Общение понимается как взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение (Парыгин, 1971; Бодалев, 1968), взаимозависимость в рамках совместной деятельности (Менг, 1983), сопряженность, когда “любое действие участников общения обусловлено предшествовавшим ему действием партнера, а с другой стороны, оказывает обратное влияние на последующее его коммуникативное поведение” (Ломов, 1975, 1986: 252). Таким образом, речевое общение – сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.
Известный американский теоретик Ф. Дэнс, систематизируя существующие определения термина «общение», насчитал 96 определений, опубликованных до 1969г. В результате им были выявлены три признака, по которым наблюдается основное понятийное расхождение между разными авторами: 1) уровень анализа, 2) наличие или отсутствие интенции со стороны коммуникатора, 3) наличие нормативной оценки акта общения («хорошее – плохое» или «успешное - неуспешное») (Dance, 1970: 208).
Трактовка термина «общение» в 60-е годы зачастую идентична понятию «коммуникация» (Hayer, 1968). Только в американской научной литературе существовало более 50 различных описаний процессов коммуникации (Bettinghaus, 1966).
Рекомендуем к прочтению:
Характеристика применяемых психодиагностических методик
Для диагностики типа самооценки личности и мотивации достижения были выбраны следующие методики: «Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана и «Методика исследования самооценки личности» С. А. Будасс ...
Релаксационные упражнения
Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это нап ...
Онтопсихология
Направление онтопсихология создано в 70-х годах XX века доктором психологии, социологии, теологии и философии профессором А. Менегетти [28]. Онтопсихология переводится, как Учение о бытии Души (греч). Абсолютная новизна и сложность онтопс ...