ПрофессиограммаСтраница 4
В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.
Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:
♦ высоким (теоретическое знание);
♦ средним (практическое использование знаний);
♦ низким (знание получено опытным путем, навыки).
В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:
♦ область базовых знаний №1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);
♦ область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).
Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.
Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В классификационной карточке указывается область, к которой относится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.
В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.
На этом основании можно выделить следующие типы:
1 |
Редкое |
Человек не стремится действовать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами организуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе. |
2 |
Частое по типу «напротив» |
Человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим. |
3 |
Частое по типу «рядом» |
Человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том что работает не в одиночку. |
4 |
Частое по типу «вместе» |
Человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку. |
Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.
Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми.
В классификационной карточке для каждой профессии указывается характерный тип взаимодействия.
В зависимости от доминирующего (т.е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы:
1 |
Реалистический (практический) тип |
любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием (бор дантиста, сверлильный и токарный станки, ювелирные инструменты, скальпель хирурга, управление машинами и различными механизмами). Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессии водителя, ветеринара, фермера, лесничего, радиомонтажника, милиционера, картографа. |
2 |
Исследовательский (интеллектуальный) тип |
сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии: эколога, футуролога, философа, химика, биолога. |
3 |
Социальный тип |
активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессии данного типа: учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник. |
4 |
Конвенциональный (стандартный) тип |
усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир) |
5 |
Предпринимательский тип |
находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми – многочисленны. Выбирает профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера. |
6 |
Артистический тип |
высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер). |
Рекомендуем к прочтению:
Стратегии совладающего поведения
Отношения человека с миром представляют собой активную форму взаимодействия с окружающей действительностью. Это взаимодействие направленно, прежде всего, на преодоление различных трудностей, возникающих на жизненном пути, для удовлетворен ...
Основные составляющие. Параметры звучания
Параметры звучания (primary qualities) – это неупорядоченные в систему основные составляющие (признаки и их комбинации) человеческой речи и неречевых звуков, выполняющих коммуникативную или эмотивную функцию.
К параметрам звучания относя ...
Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями
Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. В силу малого жизненного опыта они не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Строгость отца или матери, ес ...