Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Введение
Страница 2

адаптационные способности детей младшего школьного возраста.

Под адаптационными способностями мы, вслед за Маклаковым А.Г., понимаем «совокупность индивидуально-психологических и интеллектуальных характеристик, определяющих успешность и эффективность адекватного “ответа” индивида на воздействие психогенных факторов окружающей среды».[31]

Предмет исследования: гендерные различия интеллектуальных и личностных характеристик как предпосылок успешной адаптации младших школьников в образовательном учреждении.

Цель:сравнительное изучение гендерных различий адаптационных способностей детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: существуют гендерные различия в уровне развития адаптационных способностей (интеллектуальных и личностных характеристик) младших школьников к школьному обучению.

Задачи: 1) осуществить теоретический анализ механизмов школьной адаптации;

2) найти и мотивировать выборку, соответствующую условиям проведения исследования;

3) организовать эмпирическое исследование, относительно поставленной гипотезе;

4) определить гендерные различия в уровне развития адаптационных способностей младших школьников к школьному обучению;

5) определить характер взаимосвязи интеллектуальных и личностных характеристик учащихся, определяющих успешность адаптации к школе;

6) построить выводы по результатам данного исследования.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения психологии о процессе адаптации Анохина П.К., Селье Г., Александровского Ю.А., Березина Б.Ф., положения концепции личностного адаптационного потенциала Маклакова А.Г., а также основные положения теории Выготского Л.С, Божович Л.И о психическом развитии личности ребенка в младшем школьном возрасте.

Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие учащиеся вторых классов, как наиболее типичные представители младшего школьного возраста, средней общеобразовательной школы № 1141 города Москвы в возрасте 8-9 лет. Было обследовано 64 учащихся. Из них 38 мальчиков и 26 девочек.

Практическая значимость. Результаты, полученные в данной работе, могут помочь психологам, работающим в образовательном учреждении, при сопровождении процесса обучения и адаптации детей младшего школьного возраста, а также их родителям в улучшении процесса приспособления ребенка к социальной среде в образовательном учреждении.

Методика исследования: уровень адаптационных способностей младших школьников оценивался с помощью следующих диагностических методик.

1).Тест школьной тревожности Филипса - для определения стрессоустойчивости младших школьников.

2).Методика Гинзбурга М.Р. «Определение мотивов учения» - для выявления ведущего мотива учебной деятельности.

3).Методика изучения самооценки младших школьников (модифицированный вариант методики С.А.Будасси) - для определения общей и частной («Я-реальное» и «Я-идеальное») самооценки

4).Методика исследования интеллекта детей Векслера Д. (WISC)- для определения уровня развития общего, вербального и невербального интеллекта, а также способностей, соответствующих специфическим интеллектуальным факторам.

5).Сокращенный вариант методики «Психолого-педагогическая характеристика школьников» [11]. Использовался с целью изучения особенностей учебной деятельности испытуемых и характера общения младших школьников.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Вывод
Т.е индивидуальной особенностью памяти какими по себе является важной характеристикой памяти и, как правило, они обуславливаются не сколько врождёнными особенностями, и скорей во многом зависит от уровня их тренировки. Т.е. спортсмены или ...

Мотивация и учебная деятельность студентов. Понятие мотивации и влияние неудачи и успеха на деятельность человека
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — поб ...

Описание группы испытуемых
В ходе проведения двух методик участие приняли две группы студентов. Первая группа – это студенты-психологи Крымского гуманитарного факультета Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова. Всего 15 человек, из них 10 ...