Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям
внешней средыСтраница 2
1) фаза тревоги, во время которой осуществляется мобилизация ресурсов организма;
2) фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется ему. Признаки реакции тревоги практически исчезают;
3) фаза истощения. После длительного действия стрессора вновь появляются признаки тревоги. Теперь они могут носить необратимый характер. В крайних случаях возможна даже гибель организма.
Александровский Ю.А отмечает, что в целом ситуация, в которой чаще всего оказывается человек такова, что он почти постоянно находится в
состоянии тревоги, т.е. первой фазы адаптационного синдрома. Нередко фаза тревоги развивается на фоне истощения от воздействия предыдущего
стрессора [1].
Получит ли определенный раздражитель положительную или отрицательную оценку, возникнет ли ощущение угрозы, зависит не только от характера и интенсивности воздействующего фактора, но и в значительной степени от особенностей индивида. В связи с этим каждый раздражитель, даже самый слабый, в определенных условиях может играть роль стрессора, запускающего адаптационный процесс. Однако ни один раздражитель не вызывает стресса у всех без исключения индивидуумов, подвергшихся его воздействию [51].
Длительное и интенсивное воздействие стрессоров в младшем школьном возрасте также приводит к появлению отдельных признаков эмоционального напряжения или состояния хронической тревожности, проявляющейся в некоторых случаях в виде психосоматических расстройств [22].
Функционирование подсистемы социальных контактов связано с возможностью удовлетворения потребности в общении, самовыражения человека и становления его как личности. В младшем школьном возрасте деятельность данной подсистемы характеризуется формированием коммуникативных навыков, приобщением к образцам нравственного поведения, обучением исполнению различных социальных ролей, которые отводятся ребенку сверстниками и учителем с учетом его личностных качеств.
От функционирования подсистемы, обеспечивающей состояния бодрствования и сна, зависит ритмическое и последовательное повышение и снижение в течение суток психической активности, что определяет различные возможности для человеческой деятельности. Признаками нарушения функционирования подсистемы являются различные пресомнические, ин-трасомнические и постсомнические расстройства.
Еще в 70-х годах многими отечественными исследователями отмечалось нарушение режима дня младших школьников и прежде всего первоклассников. Средняя длительность приготовления домашних заданий составляла 1 час 57 минут, ночного сна - 10 часов, пребывания на открытом воздухе - 2 часа 56 минут. Эти данные свидетельствуют о том, что большинство первоклассников имели в то время дефицит сна, сокращенное время активного отдыха и значительно увеличенное время выполнения домашних заданий [19]. Если учесть введение новых образовательных программ в последние годы, в содержание которых включено множество отсутствовавших ранее тем, то комментарии о произошедшем в связи с этим изменении режима школьников излишни.
Подсистема эндокринно-гуморальной регуляции включает в себя различные эндокринные и биохимические механизмы. Все стадии адаптационного процесса сопровождаются биологическими изменениями, такими как: вегетативная активация, гормональный выброс, интенсификация метаболических реакций тканей и т. д.
Для поддержания адаптированного состояния важна ось гипоталамус -гипофиз - кора надпочечников, которая представляет собой координированную систему. Стрессор возбуждает гипоталамус, «продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием АКТГ внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и другим сопутствующим изменениям - атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара». «Другая типичная черта стрессовой реакции - образование язвочек пищеварительного тракта (в желудке и кишечнике). Их возникновение облегчается высоким содержанием кортикоидов в крови, но автономная нервная система тоже играет роль в их появлении». Таким образом, объективными признаками стресса являются: 1) увеличение надпочечников; 2) атрофия вилочковой железы; 3) желудочно-кишечные изъязвления [51].
Рекомендуем к прочтению:
Психологические изменения в личности старого человека. Психологический
портрет старого человека
Что можно сказать об изменениях в личности старого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический «портрет» старо ...
Психологическое заключение.
Главные характерные особенности обследуемых групп – это преобладание избегания неудач, причем юноши и девушки друг от друга практически не отличаются. Это означает, что в группе в основном люди проявляющие не уверенность в себе и не верят ...
Механизм принятия управленческих решений
Технология менеджмента имеет следующие составляющие:
- общее руководство принятия решения;
- правила принятия решений;
- планы в принятии решении;
- принятие двусторонних решений руководителями одного ровня на основе индивидуального в ...