Основные проявления социально-психологической дезадаптации личностиСтраница 2
2. национальная и этническая вражда, культурные противостояния; миграция, отрыв от родной среды;
3. нападения, издевательства, преследования со стороны соседей;
4. пребывание в круглосуточных яслях, детских домах, больнице;
5. изолированность семьи от ближайшего окружения;
6. неправильное воспитание одним родителем, отсутствие или не адекватность родительской заботы, чрезмерное давление родителей;
7. неадекватное или искаженное внутрисемейное общение;
8. воспитание психически больным или неполноценным родителем;
9. неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями.
По данным конференции ВОЗ, для детей школа является источником четырех комплексов проблем.
Первый связан с трудностями, возникающими при поступлении ребенка в школу, переходе от игры к учебе, от семьи к формальному коллективу, от неограниченной активности к дисциплине.
Второй обусловлен нажимом со стороны родителей и учителей.
Третий - постоянное усложнение учебных программ приводит к увеличению трудности усвоения знаний.
Четвертый связан с присутствием в школе элементов соревнования, ориентации на высокие показатели в учебе. Отсталых учеников осуждают, высмеивают [22].
Каган В.Е. приводит следующие данные о распространенности нарушений адаптации среди школьников: «соотношение мальчиков и девочек, подверженных дезадаптации, колеблются в пределах 4-6:1. Столь значительная разница не сводима только к биологическим или семейным факторам. Гораздо сильнее она связана с полоролевыми особенностями развития и воспитания», о чем речь шла ранее [23,с. 92].
Таким образом, достаточно широкий спектр социальных факторов могут вызывать нарушения процесса адаптации детей младшего школьного возраста. При этом социально-психической дезадаптации в большей степени подвержены мальчики, нежели девочки.
Рекомендуем к прочтению:
Поведенческая и когнитивная психотерапия.
Поведенческая психотерапиярассматривает различные виды научения (обуславливания) как основные поведенческие техники. Суть оперантного обуславливания можно отразить следующим образом: поведение закрепляется (контролируется) его результатам ...
Основные методы диагностики мотивации и краткая характеристика наиболее
часто применяемых методик[1]
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще ...
2.
низкая
самооценка
-,079
,036
,157
,041
-,022
,837
,052
-,020
,130
,184
3. конфликтность характера
,316
,263
,070
,315
-,331
-,043
,343
,057
,046
,018
4. неодобрение со стороны близкого ок ...