Методики исследованияСтраница 1
При выборе методик исследования учитывалось их соответствие задачам исследования, информативность и соответствие возрасту испытуемых.
Уровень сформированности адаптационных способностей младших школьников оценивался с помощью следующих диагностических методик (см. Приложение №1).
1).Тест школьной тревожности Филипса для определения стрессоустойчивости младших школьников.
2).Методика Гинзбург М.Р. «Определение мотивов учения» для выявления ведущего мотива учебной деятельности.
3).Методика изучения самооценки младших школьников (модифицированный вариант методики С.А.Будасcи) для определения общей и частной («Я – реальное» и «Я – идеальное») самооценки
4).Методика исследования интеллекта детей Векслера Д. (WISC) для определения уровня развития общего, вербального и невербального интеллекта, а также способностей, соответствующих специфическим интеллектуальным факторам.
5).Сокращенный вариант методики «Психолого-педагогическая характеристика школьников» [11]. Использовался с целью изучения особенностей учебной деятельности испытуемых и характера общения младших школьников.
1). Тест школьной тревожности Филипса
.[1]
Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде.
На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
При обработке подсчитывается:
· Общее число несовпадений по всему тексту.
· Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте.
1. Общая тревожность в школе.
2. Переживания социального стресса.
3. Фрустрация потребности в достижении успеха.
4. Страх самовыражения.
5. Страх ситуации проверки знаний.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями (см. Приложение №2).
2).Методика Гинзбург М.Р. «Определение мотивов учения».
Цель:
выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.
Мотивы:
1. учебный.
2. социальный.
3. позиционный.
4. внешний.
5. игровой.
6. отметка.
В основу предлагаемой методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Делаются выводы о характерном для ребёнка мотиве учения, анализируются причины того или иного мотива (см. Приложение №3).
3).Методика изучения самооценки младших школьников (модифицированный вариант методики С.А.Будас
c
и).
Цель: выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности.
Оборудование: слова, характеризующие отдельные качества личности: умный, аккуратный, вежливый, смелый, искренний, щедрый, сильный, общительный, добрый, умеющий прощать, старательный, независтливый, целеустремленный, терпеливый (см. Приложение №4).
Методика состоит из 2 частей.
Уровни самооценки | |||||
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Неадекватно высокий |
0-0,2 |
0,21-0,3 |
0,31-0, 51 |
0,51-0,65 |
0,66-0,8 |
Свыше 0,8 |
4).Методика исследования интеллекта детей Векслера Д. (
WISC
).
Шкала интеллекта Д. Векслера для детей (WISC) применяется для определения общего интеллектуального уровня и особенностей интеллекта детей в возрасте от 5 лет до 15 лет 11 месяцев. Данный тест позволяет определить как общий показатель интеллекта, уровень развития вербального и невербального интеллекта, так и показатели структурных особенностей интеллекта.
Рекомендуем к прочтению:
Экспериментальное исследование зависимости модуса жизни студенческого
коллектива от групповой сплоченности, ценностных позиций и стиля саморегуляции. Описание проведения исследования и полученные рез
Основными задачами
нашего исследования стало:
1. Изучение групповой сплоченности в студенческих группах 3 и 4 курса;
2. Изучение ценностных ориентаций в группах;
3. Исследование стиля саморегуляции студентов;
4. Изучение модуса жизни ...
Тенденции социального самоопределения подростков в различных
образовательных средах
В рамках исследования выявлены значительные различия в структуре социального самоопределения школьников из различных социальных сред.
На вопрос «Каким ты видишь себя через 10 лет?» 40% учеников средней школы дают неопределенные ответы ти ...
Характеристика коммуникативной культуры
преподавателя вуза
Процесс формирования коммуникативной культуры студентов предполагает анализ категории "коммуникативная культура", которая складывается из понятий "культура" и "общение".
Наиболее общее определение культуры о ...