Характеристика методов и средств преодоления барьеров в коммуникациях. Правила и принципы построения эффективной коммуникации
Все «барьеры» и ошибки — негативные факторы, мешающие реализации функции коммуникации, для повышения эффективности которой необходимо их преодоление.
Существуют общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций.
Наиболее общее правило — не приступать к передаче идеи до тех пор, пока она не станет до конца понятна самому себе.
Правило «постоянной готовности к непониманию» и допущения за исполнителями «права на непонимание». Руководитель часто заблуждается, считая, что его нельзя не понять. Однако многообразие «барьеров» часто приводит к неполному и неточному пониманию.
Правило конкретности. Не следует употреблять двусмысленные, расплывчатые выражения и слова, перегружать сообщения профессионализмами.
Правило контроля за невербальными сигналами. Необходим контроль за мимикой, жестами, интонацией, позой.
Правило адресата. Надо стараться говорить на языке собеседника,
учитывая его уровень — жизненный, профессиональный, культурно-образовательный.
Правило «собственной неправоты». Необходимо допускать ошибочность личной точки зрения.
Правило «места и времени». Эффективность руководящих распоряжений возрастает при их своевременности и выборе наиболее благоприятной обстановки, в которой они реализуются.
Правило активного и конструктивного слушания, правило обратной связи. Существует ряд принципов обеспечения эффективной обратной связи, являющихся конкретными средствами реализации коммуникативной функции. Эффективная обратная связь:
Ø должна быть направлена на изучение действий членов организации;
Ø конструктивна, и благодаря ей получателю сообщаются полезные для него идеи;
Ø обнаруживает тенденцию к специфичности, точно устанавливая, в чем неполадки и что конкретно должно быть сделано для их устранения;
Ø носит незамедлительный характер;
Ø основывается не столько на оценке сказанного (хорошо или плохо), сколько на изложении того, что должно (или не должно) быть сделано;
Ø полезна члену организации в той мере, в какой она предоставляет ему способы улучшения работы;
Ø характеризуется своевременностью поступления к работнику, давая ему возможность внести улучшения в свои действия;
Ø для того чтобы обратная связь была эффективной, члены организации должны проявлять желание и готовность принять ее;
Ø должна быть четко выражена таким образом, чтобы стать понятной получателю;
Ø должна быть надежной.
Также в теории управления существуют три наиболее общих принципа эффективной коммуникации: ясности, целостности и стратегического использования неформальной организации.
Соблюдение этих правил и принципов способствует реализации функции коммуникации в управленческой деятельности, определяет ее содержание и специфику.
Рекомендуем к прочтению:
Ответственность как одна из важнейших профессиональных компетенций
Понятие компетентность согласно концепции Дж.Равена включает в себя более сорока характеристик и способностей человека, которые помогают ему достигать личностно значимых целей.
Например:
- вовлечение эмоций в процесс деятельности;
- го ...
Личностные особенности руководителя
Факторы – причина, движущая сила какого-либо процесса (в данной работе причина отношения работников к руководителям), определяющая его характер или отдельные его черты. Такими причинами являются: биографические характеристики руководителе ...
Самооценка учащихся начальных классов как структурный элемент адаптационных
способностей
Самооценка является динамичным образованием. Представления человека о своей ценности складываются и уточняются в процессе деятельности и межличностного общения. Как уже говорилось ранее, принято выделять два вида самооценки: общую и частн ...