Теоретическое обоснование проблемы коммуникативной
сферы у дошкольников с нарушением зрения. Характеристика коммуникативной сферыСтраница 3
В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами.
В межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора (к реципиенту).
Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте, отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение.
Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным - оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально - психологических особенностей личности реципиента.
Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей:
Наличные отношения индивидов, каждый из которых является активным субъектом.
Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости.
По мнению А.Н. Леонтьева такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто "обмениваются" знаниями, а стремятся при этом выработать общий смысл.
Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Обмен информацией в этом предполагает воздействие на поведение партнеров и изменение состояний участников коммуникативного процесса.
Коммуникативное влияние при наличии единой или сходной системы кодификации и декодификации у коммуникатора и реципиента.
Возможность возникновения коммуникативных барьеров.
Во время коммуникативного процесса можно обнаружить три позиции коммуникатора:
открытую, когда коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;
отстраненную, когда коммуникатор держится подчеркнуто, нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;
закрытую, когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.
Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
В ходе общения его участникам можно не только обмениваться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.
Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия:
Максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
Максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);
Максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
Максимизация выигрыша другого (альтруизм);
Минимизация выигрыша другого (агрессия);
Минимизация различий в выигрышах (равенство).
Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
Сотрудничество, направленно на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.
Противодействие, предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению.
Компромисс, реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
Уступчивость, предполагает жертву собственных целей для достижения партнера.
Избегание, представляет собой уход от конфликта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
Существует несколько теорий, описывающих межличностное взаимодействие. К ним относится: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория.
Рекомендуем к прочтению:
Анализ и принятие управленческих решений
В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка достаточно высока. В связи с этим большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленчески ...
Операции представлений
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответстви ...
Малые группы в социальной психологии. Признаки, характеристики и
классификации малых групп в социальной психологии
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или м ...