Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Экспериментальные исследования коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения. Описание методов и организации исследования

Материалы » Проблемы коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения » Экспериментальные исследования коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения. Описание методов и организации исследования

С целью выявления особенностей коммуникативной деятельности было организованно эмпирическое исследование, которое проводилось в детском образовательном учреждении № 35 города Шадринска Курганской области. В нем принимали участие 10 испытуемых дошкольного возраста с нарушениями зрения. Для достижения поставленной цели и решения, намеченных в исследовании задач были подобраны следующие методики:

1) Методика "Маски";

2) Методика "Два домика";

3) Методика " Рисунок семьи".

Методика "Маски".

своим местом в группе, количество улыбающихся масок превышает Цель: изучить особенности общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе.

Материалом для обследования послужил набор из четырех масок, нарисованных на бумаге, символизирующих хорошее и плохое настроение.

Методика предполагала следующую процедуру проведения:

Перед ребенком выкладывают четыре маски, отображающих различное настроение, в ряд. После того, как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос " как ты думаешь, какое лицо бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят из своей группы?", каждую из масок по очереди дают ребенку и задают второй вопрос " На кого он так смотрит?" или "Кто на него так смотрит?".

Интерпретация: При анализе результатов, следует обратить внимание, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим настроением. Если ребенок удовлетворен количество грустных.

Выявляются "пассивные" и " активные" отверженные, т.е. те дети, которые спокойно переносят свою отверженность, и не стремятся к общению, и дети которые переживают свою отгороженность от группы.

Подсчитывают количество выборов "доминирования" и "подчинения".

Методика " Два домика".

Цель: изучить характер отношений со сверстниками и их симпатии и антипатии к членам группы.

В качестве стимульного материала я использовала лист бумаги, на котором нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше - красного цвета, а другой - черного цвета.

Инструкция: Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь пригласить к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого бы в черный домик.

Интерпретация: Симпатии и антипатии ребенка, в ходе этой методики связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве, или окружая себя взрослыми. Такие дети закрытые, необщительные, либо конфликтные.

Методика " Рисунок семьи".

Цель: изучить особенности общения детей со взрослыми.

Инструкция: нарисуй свою семью.

Интерпретация: Прежде всего необходимо обратить внимание на размер фигур и их расположение на бумаге. Самая большая фигура принадлежит тому члену семьи, кого ребенок считает самым главным.

Себя дети рисуют рядом с тем из членов семьи, к кому испытывают наибольшею привязанность.

В отдалении располагается персонаж, наиболее симпатичный ребенку, вызывающий у него страх или ревность. Отрицательное отношение к семье может проявляться в том, что ребенок исключает себя из семьи. Он забывает себя нарисовать, может написать себя в отдалении от всех членов семьи, либо спиной к ним. О нарушении контактом между членами семьи, эмоциональной холодности, отсутствии тепла и защиты говорят и рисунки, в которых нарисовано много вещей, отгораживающих членов семьи друг от друга. Это могут быть стулья, столы и другие предметы, стены комнат.

По завершению рисунка выделяют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследуемый не должен высказывать собственных предположений. Так, указывая на какой либо из персонажей, не следует спрашивать: " это кто, папа?". Вопросы должны звучать нейтрально: "кто это?" "а это?". Могут быть дополнительные вопросы: "где все это происходит?", "что вы тут делаете?", или "что делает каждый из них, кого ты нарисовал?". Беседу проводят в свободной форме.

Рекомендуем к прочтению:

Характеристика методов и средств преодоления барьеров в коммуникациях. Правила и принципы построения эффективной коммуникации
Все «барьеры» и ошибки — негативные факторы, мешающие реализации функции коммуникации, для повышения эффективности которой необходимо их преодоление. Существуют общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций. Наиболее обще ...

Особенности психокоррекционной работы с подростками
Основная цель психокоррекционной работы - создание оптимальных условий для тренировки механизмов совладения с патогенными воздействиями в соответствии с местом наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эффекти ...

Теоретические подходы к стилям управления
Слово “стиль” греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Жура ...