Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Проанализируйте различия группового консультирования и системно-семейного
Страница 1

Материалы » Основы психологического консультирования » Проанализируйте различия группового консультирования и системно-семейного

Групповое психоконсультирование

Среди тех, кто одним из первых в истории психотерапии обратился к групповым методам, был американский психиатр и социальный психолог Я.Морено. Он в 1932 году ввел в оборот термин “групповая психотерапия” и предложил один из наиболее эффективных методов групповой коррекционной работы, получивший название “психодрама”. Два других американца, С. Славсон и А. Вольф, работая в рамках классического психоанализа, обратили внимание на существенную роль группы в психотерапевтическом процессе. Они установили, что результат использования психоанализа во многих случаях более велик при групповой, а не индивидуальной работе. В качестве двух других источников современной групп психокоррекции можно назвать работы К. Роджерса и исследования К. Левина. К. Роджерс сформулировал гуманистические принципы обращения с человеком во время групповой работы, и на их основе до сих пор строятся многие виды коррекционной и терапевтической работы с людьми в группе. К таким принципам относится недерективное руководство группой, под которым понимается равноправное, уважительное отношение к группе со стороны психолога, ведущего группу, его отказ от использования авторитарного стиля руководства. Другая гуманистическая норма, которую Роджерс ввел в практику групповой работы, называется принципом “центрирования на клиенте”.

Суть ее выражается в том, что, работая с группой, психолог основное внимание должен обращать на проблемы клиента, волнующие его в данный момент, а не пытаться осуществить собственные, заранее определен коррекционные или терапевтические цели, следовать за волей клиента, а не навязывать ему свою волю. К. Левин разработал теорию и методы научного исследования малых групп. Он обогатил групповую психокоррекцию знаниями о процессах в малых группах, и предложил ряд методов изменения и управления динамикой малых групп. Он доказал существование особых социально-психологических влияний малой группы на индивида, благодаря которым достигается положительный групповой психотерапевтический эффект, в том числе открыл феномен «социальной фасилитации». Он проявляется в том, что группа облегчает поведение индивида, успокаивает, поддерживает его. Левин обнаружил феномен группового конформизма, который выражается в оказании группой психологического давления на индивида, которому вольно или невольно подчиняется большинство членов группы. Групповая психокоррекция имеет несколько разновидностей, основные из которых — группы тренинга умений, группы встреч, гештальтгруппы, психодрама, группы телесной, танцевальной психокоррекции и группы коррекции искусством. При групповой психокоррекции работают сразу со значительным числом людей, и она лучше помогает решать проблемы именно меж персонального характера. Но в групповой психокоррекции индивидуальные воздействия на каждого клиента бывают недостаточно глубокими.

В группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, взаимовлияния людей и активного использования социально-психологических возможностей группы для достижения требуемого психокоррекционного результата. Групповой коррекционный эффект, как правило, сильнее в тех случаях, когда речь идет об исправлении недостатков межличностного поведения клиентов (недоверие скрытость, малообщительность, неумение убеждать, оказывать влияние на людей).

Преимущество групповой психокоррекционной работы над индивидуальной.

1. - в группе начинают действовать дополнительные, стимулы, заставляющие человека нужным образом изменять свое поведение, группа облегчает человеку выражение эмоций и чувств, позволяет ему вести себя более раскованно, способствует разрядке внутренней напряженности, возникающей при индивидуальной работе.

2. - в группе человек чувствует себя психологически более защищенным, так как в ней обычно создается благоприятная атмосфера человеческих отношений. В такой группе ведущий и другие ее участники в любой момент могут прийти на помощь, защитить каждого от психологических травм и переживаний.

3. - группа помогает человеку более глубоко раскрыться, что само по себе может принести ему желаемое облегчение.

4. - группа стимулирует появление и закрепление у индивида новых форм адаптивного межличностного поведения.

5. - группа помогает лучше понять самого себя, сравнивая себя с другими. В результате у человека складывается о себе более правильное представление.

Методические средства групповой работы.

1. групповая дискуссия. Обучает анализу реальных ситуаций. Предполагается 3 ориентира групповой дискуссии:

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Ключевые понятия учения
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врач ...

Анализ полученных результатов
В ходе эмпирического исследования нами было продиагностировано 20 детей 6-7 - летнего возраста, имеющих различный уровень развития коммуникативных способностей. На констатирующем этапе эксперимента были получены результаты, которые предс ...

Понятие темперамента. Основные критерии для определения типа темперамента
Темперамент – совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности. Темперамент – это проявления в психике ...