Экспериментальное исследование особенностей развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Цели и описание методик исследования по проблеме
Наше исследование проходило в г.Черногорске, в МДОУ ЦРР – детский сад «Радуга», с сентября 2008 года по ноябрь 2008 года.
Целью работы является исследование развития коммуникативных способностей дошкольников средством музыкотерапии.
В экспериментальном исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Для изучения предмета исследования были выбраны следующие методики:
1. Методика определения формы общения ребенка со взрослым М.И.Лисиной.
2. Методика выявления коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками «Картинки» Е.О.Смирновой, Е.А.Калягиной.
Методика «Форма общения ребенка с взрослым» (М.И.Лисина)
Цель: Выявить предпочитаемые формы общения.
Стимульный материал: игрушки, книги познавательного содержания.
Процедура проведения: Ребенку на выбор предлагаются разные формы взаимодействия. Для моделирования ситуативно – деловой формы проводится совместная игра с предметами, внеситуативно – познавательной – беседа по книге с познавательным содержанием, внеситуативно – личностной – разговор на личностные темы. Если ребенок затрудняется выбрать из предложенных форм общения одну, то для более точного определения организуется взаимодействие в трех формах. Начинать лучше с совместной игры.
Критерий оценки: На основе выбора ситуации или сопоставления показателей поведения ребенка в каждой ситуации делается заключение о предпочтении той или иной формы и об уровне общения в целом. Учитывается:
· Выбор ситуации общения;
· Активность в разных ситуациях: разговорчивость, способность проявлять инициативу и развивать тему общения;
· Чувствительность к словам и действиям взрослого, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;
· Общий интерес и настроение: раскованность, интерес к теме разговора, эмоциональный комфорт;
· Время, в течении которого ребенок может и хочет общаться (в минутах)
Качественный анализ результатов позволяет выявить форму общения ребенка с взрослым.
Методика коммуникативной компетентности в общении со сверстниками «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина)
Цель: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками.
Стимульный материал: картинки с изображением конфликтных ситуаций.
Процедура проведения: По этой методике дети по наводящим вопросам должны были описать конфликтные ситуации, изображенные на картинках, и предложить свое решение коммуникативной проблемы.
Критерии оценки: Каждый вариант решения оценивается определенным баллом. Основной результат в данной области будет связан с качественным своеобразием ответов детей, которые отражают преобладающий тип решения конфликтных ситуаций.
Рекомендуем к прочтению:
Социальные сети:
определение, история развития, характерные особенности
Социальные сети [Social Networks] -
применительно к Интернету это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими и ...
Проблема возраста человека на основе классификации. Классификация возрастных проблем
В исследовании развития человека обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития:
Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
Влияние обучения и воспитания ...
Особенности функционирования психолога в организации
Выполнение столь разнообразных видов деятельности требует не только самодисциплины от психолога, но и определенных нормативов времени для решения той или иной поставленной перед психологом задачи Снижение этих нормативов способно резко ух ...