Анализ полученных результатовСтраница 1
В ходе эмпирического исследования нами было продиагностировано 20 детей 6-7 - летнего возраста, имеющих различный уровень развития коммуникативных способностей.
На констатирующем этапе эксперимента были получены результаты, которые представлены ниже.
Экспериментальные данные исследования формы общения ребенка с взрослым (М. И.Лисиной)), представлены в таблице №1.
Таблица №1
Форма общения |
Количество детей (ч.) |
Процентное соотношение |
Ситуативно – деловая |
6 |
30 % |
Внеситуативно – познавательная |
12 |
60% |
Внеситуативно - личностная |
2 |
10% |
Таким образом, в данной группе преобладает внеситуативно-познавательная форма общения (60 %), хотя для детей данного возраста должна быть уже характерна преимущественно внеситуативно – личностная форма общения. Такая форма общения очень важна, особенно при подготовке к школе и если она не складывается к 6-7 годам, то ребенок будет психологически не готов к школьному обучению Но такую форму общения выбрали лишь 10 % детей. Настораживает присутствие ситуативно – деловой формы общения, характерной больше для детей 3-5 летнего возраста (30 %).
Экспериментальные данные исследования коммуникативной компетентности ребенка по методике «Картинки» (Е.О. Смирновой, Е.А.Калягиной) представлены в таблице №2.
Таблица № 2
Ответ ребенка |
Количество детей |
Процентное соотношение |
Уход от ситуации (Убегу», «Не знаю», «Обижусь») |
1 |
5 % |
Агрессивный подход («Прогоню», «Побью», «Расстреляю») |
4 |
20 % |
Вербально-оценочное решение («Скажу что так нельзя», «Объясню как надо») |
13 |
65 % |
Конструктивное решение («Найду других друзей», «Построю новый дом») |
2 |
10 % |
Полученные данные свидетельствуют о том, что 5 % детей коммуникативной компетентности не имеют и обнаруживают полную беспомощность в общении со сверстниками, так как не могут найти самостоятельного выхода из конфликтной ситуации: на вопрос: «Что бы ты сделал на месте этой девочки (мальчика)?» – ребенок ответил: «Не знаю». Ответы такого типа, не содержащие каких-либо самостоятельных решений конфликтной ситуации и свидетельствующие о низком уровне развития социальной компетентности.
Среди остальных ответов, содержащих самостоятельные решения, 20% занимают агрессивные выходы из ситуации («Всех побью», «Стукну», «Прибью гада»). Причем агрессивные выходы в разных конфликтных ситуациях, как правило, предлагались одними и теми же детьми. Таким образом, пятая часть детей проявили явную склонность к агрессии. Очевидно, что уровень агрессивности в группе во многом зависит от стратегии воспитателя.
Рекомендуем к прочтению:
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценнос ...
Проксемика
Важно отметить, что хотя гости на лезгинскую свадьбу и собираются вместе, празднуют они все-таки по отдельности. Дома у родителей невесты, где проходит торжество, в доме и на улице стоит несколько накрытых столов. Мужчины и женщины сидят ...
Анализ полученных результатов
В ходе эмпирического исследования нами было продиагностировано 20 детей 6-7 - летнего возраста, имеющих различный уровень развития коммуникативных способностей.
На констатирующем этапе эксперимента были получены результаты, которые предс ...