Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера на поведение
человека в стрессовой ситуации. Организация и методы
исследованияСтраница 5
Гистограмма 1
Проанализируем полученные результаты, применяя критерий H Кракселла-Уоллиса. Сформулируем статистические гипотезы:
Н0: Пациенты разных возрастов не различаются по степени сопротивляемости стрессу.
Н1: Пациенты разных возрастов различаются по степени сопротивляемости стрессу.
Подсчитываем эмпирическое значение Hэмп с помощью статистического пакета анализа Microsoft Excel, Hэмп = 1.5. Это значение меньше критических значений H, соответствующих принятым в психологии уровням статистической значимости (5,40 (p£0,05); 6,30 (p£0,01)).
Полученное эмпирическое значение H находится в зоне незначимости. Принимается статистическая гипотеза Н0: Пациенты разных возрастов не различаются по степени сопротивляемости стрессу.
Таким образом мы можем объеденить три выборки и анализировать как единый массив эмпрических данных.
На следующем этапе нашего исследования мы использовали опросник Шмишека (взрослый). Тест акцентуаций характера у взрослых, результаты представлены в таблице 2.4
Таблица 2.4.
Типы акцентуаций характера по Г. Шмишеку |
Кол-во испытуемых |
Гипертимический тип |
3 |
Тревожно-боязливый тип |
4 |
Дистимический тип |
3 |
Педантичный тип |
5 |
Возбудимый тип |
4 |
Эмотивный тип |
4 |
"Застревающий" тип |
2 |
Демонстративный тип |
2 |
Циклотимический тип |
2 |
Аффективно-экзальтированный тип |
1 |
Выбирая тест 16 F Р.Кэттела, мы полагали, что в основе гипертимного типа лежат конструкты, психологически подобные конструктам, измеряемым с помощью факторов 0-, С+ опросника 16PF Р.Кэттелла. Поэтому ожидалось, что гипертимический тип по ряду своих качеств будет коррелировать с фактором О- (Самоуверенность) с фактором Q3+ опросника 16 F, оценивающего самоконтроль поведения и эмоций, способность действовать согласно плану, целенаправленность, способность доводить дело до конца, что является на наш взгляд важными характеристиками стрессоустойчивости. Также эмотивный, демонстративный типы в силу набора определенных качеств могут обладать теми же свойствами, а также их показатели будут положительно связаны с показателями по шкале показателя степени сопротивляемости стрессу.
Выбирая тест УСК, мы предполагали, что показатели по типам педантичный, застревающий, тревожно боязливый будут положительно связаны с показателем шкалы «Ио» (общей интернальности), поскольку интерналы более склонны считать, что контроль, управление большинством событий в их жизни принадлежит им самим и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В некоторых исследованиях отмечается, что интерналы более уверены в себе, проявляют большую терпимость. А также мы предполагали, что те же показатели будут положительно связаны с показателями по шкале высокая сопротивляемость стрессу (по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге).
Показатель шкалы «Гипертимический тип», (характеризуется хорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом. У него высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремление быть лидером, легко адаптируется в незнакомой обстановке) значимо отрицательно коррелирует с фактором О- (Самоуверенность) опросника 16PF Р.Кэттелла (г=-0,59; при р=<0,001), положительно с фактором С+ (Сила «Я») (г=0,49; при р=<0,001), а также с фактором Q4- (Нефрустрированность) (г=0,49; при р=<0,001).
Рекомендуем к прочтению:
Состояние и задачи современной психологии
Невозможность постигнуть божественную схему мира не может, однако, отбить у нас охоту создавать наши, человеческие схемы, хотя мы понимаем, что они – временны. Борхес Х.Л. [7 ]
Современная психология представляет собой весьма разветвленн ...
Состояние проблемы духовности в психологической науке
Несмотря на широкий диапазон исследований сущности понятия «духовность» в научной литературе, до сих пор нет однозначной его трактовки. Нет универсальной (или хотя бы общепринятой) дефиниции этого понятия и в современной философии и психо ...
Поведенческая и когнитивная психотерапия.
Поведенческая психотерапиярассматривает различные виды научения (обуславливания) как основные поведенческие техники. Суть оперантного обуславливания можно отразить следующим образом: поведение закрепляется (контролируется) его результатам ...