Введение
Развитие личности получает свое начало в семье. Семья на ранних этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп для индивида. Семья является первичным и необходимым условием формирования эмоционально стабильной, жизнеспособной, творчески ориентированной личности, поскольку базовые структуры психики человека формируются преимущественно на довербальном этапе, в пренатальный и постнатальный периоды, когда ребенок находится в полной зависимости от родителей и требует условий, соответствующих его базовым потребностям. Ребенок, в условиях адекватно функционирующей семьи, оптимально удовлетворяет витальные потребности, он высокоадаптивен, имеет комплиментарные образцы отца и матери, позволяющие сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения в своей семье [44, 16 с.].
Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. У них оказывается сниженной способность к продуктивному социальному взаимодействию, в том числе к семейному образу жизни, вследствие нивелирования эволюционно дифференцированных взаимодополняющих качеств мужчины и женщины, реализующихся во всем многообразии их полоролевого взаимодействия в семейных отношениях и передающихся из поколения в поколение. Нарушение условий развития ребенка, эмоциональная депривация и фрустрация потребностей приводят к задержке развития, а в особо тяжелых случаях - к формированию отрицательных эмоциональных установок и разрушительных тенденций, которые начинают доминировать и мотивируют дезаптивные, деструктивные формы поведения. В дальнейшем асоциальные, невротические формы поведения, неспособность адаптироваться к требованиям окружения приводят к дезадаптации и в семейной жизни. У человека могут проявляться особенности поведения, свойственные возрасту той стадии, на которой произошла задержка развития. Это мешает человеку адаптироваться к наличным условиям, поскольку субъективная реальность его жизни доминирует в силу того, что бессознательное направляет жизненную энергию на то, чтобы привлечь внимание к комплексам человека, требующим своей разрядки. Более того, выявлено, что структурный дисбаланс в семье отражается и на структуре семей последующих поколений, на стабильности браков, на стиле межличностного взаимодействия и адаптивных возможностях человека [44, 17 с.].
Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе детско-родительских взаимоотношений.
Цель работы:
Изучение влияния детско-родительских отношений на формирование у детей психосоматических заболеваний.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ проблемы влияния детско-родительских отношений на развитие психосоматических заболеваний у детей.
Экспериментальное изучение взаимосвязи детско-родительских отношений с наличием у ребенка психосоматических заболеваний.
Объект исследования:
особенности детско-родительских отношений.
Предмет исследования:
влияние детско-родительских отношений на возникновение психосоматических заболеваний у ребенка.
Гипотеза:
предполагаем, что неадекватный стиль родительского воспитания приводит к возникновению психосоматических заболеваний у ребенка.
Методологической основой исследования является: учение об отношении семьи как социальной и культурной среды на развитие личности; положение о педагогизации семейно-бытовой среды; положение о саморегуляции сущности личности ребенка.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических исследований, посвященных роли семьи в развитии ребенка; наблюдение, беседа, тестирование, опрос.
Рекомендуем к прочтению:
Позы и жесты
Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.
Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что та ...
День 2.
Поскольку первый день прошел спокойно, охрана и администрация были совершенно не готовы к тому, что на следующее утро заключенные взбунтовались. Они спороли номера с одежды и завалили матрасами двери камер и стали открыто высказывать свое ...
Выводы
1. Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности. Факторами, детерминирующими кризисы, выступают:
· возрастные психофизиологические изменения;
· изменение социально-проф ...