Интеллектуальные способности одаренных детейСтраница 3
Ю. А. Самарин выделяет в области умственных способностей несколько специфических способностей. Это:
1. наблюдательность;
2. способность усваивать опыт, накопленный человечеством;
3. способность по-новому синтезировать элементы наблюдаемого и усваиваемого (процесс воображения);
4. способность видеть явления с разных точек зрения;
5. способность критически проверять полученные выводы. [52]
Ю. А. Самарин подчеркивает, что все эти сами по себе сложные синтетические способности лишь в сложной системе взаимодействия характеризуют качественные особенности умственной деятельности человека. «Умственные способности, характеризуя качественную сторону деятельности человека, естественно проявляются в усвоении и применении различных систем знаний (математических, технических, гуманитарных, биологических и т.д.)». [52]
Решающей для оценки умственных способностей является творческая деятельность ума, т.е. создание чего-либо принципиально нового (хотя бы относительно) в том или ином виде деятельности, например конструктивное усовершенствование, рационализация труда, новая точка зрения на те или иные явления действительности, новая комбинация материала, исследования, открытия, изобретения. [52]
Высокий уровень показателей интеллектуального развития является предпосылкой творческих возможностей ребенка.
Работы известных ученых в области психологии Д. Б. Эльконина, Л.А. Венгера, В. В. Давыдова, Н.Н. Подьякова посвящены проблеме детского интеллекта в связи с задачей развития его творческого потенциала.
Существует три основных подхода к отношению интеллектуальных способностей и креативности (общая творческая способность):
1. Креативности как таковой нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О. Б. Богоявленская и др.). К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях.
2. Креативность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев). Более мягкий и наиболее разработанный вариант такого подхода - «теория интеллектуального порога» Е. Торренса. Согласно этой теории, если IQ (коэффициент интеллектуальности) ниже 115-120, то интеллект и креативность входят в состав одного фактора; при IQ выше 120 баллов – креативность независимый от интеллекта фактор.
3. Высокий уровень интеллекта соответствует высокому уровню креативности и наоборот. Другими словами, творчества как специфической формы активности нет, т.е. креативность является компонентом общей умственной одаренности. (Д. Векслер, Г. Айзенк и др.) [61]
М. Воллах и Н. Коган считают неправомерным перенос Дж. Гилфордом и его последователями моделей измерения интеллекта на измерение креативности. Такой перенос, по их мнению, приводит к тому, что тесты креативности просто оценивают IQ как и обычные тесты интеллекта с учетом поправок на специфичность процедуры исследования. М. Воллах и Н. Коган в своей работе изменили характер процедур проведения тестов креативности путем снятия ограничения на время тестирования, минимизации элементов состязательности и т.п. Данные этого обследования позволили выделить четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности. [62]
1. Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки. Они характеризуются внутренней свободой и хорошим самоконтролем. Проявляют большой интерес ко всему новому, обладают большой инициативой.
2. Дети, которые имели высокий уровень интеллекта и низкий уровень креативности, стремятся к школьным успехам, избегают риска, скрытны и дистантны от своих одноклассников, имеют мало близких друзей, не любят быть представленными сами себе, испытывают дискомфорт в отсутствие внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учения или другой деятельности.
3. Дети с высоким уровнем креативности и низким уровнем интеллекта часто в социальном плане занимают позицию «изгоев». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, имеют увлечения за пределами школы, наиболее тревожны, неуверенны в себе.
4. Дети с низким уровнем и интеллекта и креативности внешне хорошо адаптируются, довольны своим положением, демонстрируют адекватную самооценку. Низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе. [61]
Таким образом, в отечественной психологии интеллектуальная деятельность традиционно рассматривалась как аналитико-синтетическая (А. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, М. А. Холодная, Н. И. Чуприкова). В западной психологии широко распространен количественный подход к интеллекту без анализа его психологической структуры. Решающей для оценки интеллектуальных способностей является творческая деятельность ума, умение мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно.
Рекомендуем к прочтению:
Теоретическое обоснование проблемы формирования
компетенции ответственности у обучающихся. Квалификация и профессиональные компетенции
Анализ зарубежных и информационных российских источников показывает, что в настоящее время не существует общепризнанного определения термина «профессиональная компетентность», однако выработано единое смысловое поле складывающейся концепц ...
Концепции суицидального
поведения
В настоящее время существуют достаточно противоречивые точки зрения различных исследователей на феномен суицида и вызывающие его причины. Тем не менее, большинством суицидологов признается, что суицидальное поведение имеет многофакторную ...
Отреагирование.
Давно известно, что несдерживаемое выражение эмоций часто ведет к временному облегчению психического расстройства. Такое отреагирование является одним из элементов многих форм религиозной терапии; использовалось оно и в медицине. Поскольк ...