Учебная успеваемость в связи с уровнем интеллектуального развитияСтраница 1
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства. Источником полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают два вида деятельности.
Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. [23]
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, включающая в себя следующие компоненты: мотивацию, учебную задачу, учебные операции, контроль и оценки. [29]
И. А. Зимняя считает обучаемость одним из основных показателей готовности человека к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы. [24]
Б. В. Зейгарник трактует обучаемость в широком смысле слова как «потенциальную возможность к овладению новыми знаниями в содружественной с взрослыми работе». [24]
З. И. Калмыкова понимает обучаемость как совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условиях (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности. [24]
Обучаемость характеризуются определенными показателями:
а) темп продвижения в освоении знаний и формирований умений,
б) легкость этого освоения (отсутствие напряженности, утомления, переживание удовлетворения от усвоения знаний),
в) гибкость в переключении на новые способы и приемы работы,
в) прочность сохранения освоенного материала. [24]
Ш. А. Амонашвили указывает, что традиционный способ обучения не считается с большим потенциалом интеллектуальных и творческих возможностей детей. [3,26-29]
А. З. Зак считает, что состояние современной начальной школы нельзя считать нормальным. С одной стороны засилье деятельности по усвоению знаний и умений существенно тормозит развитие интеллекта детей, и в первую очередь творческого мышления, с другой стороны постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка. [23]
При проверке знаний, умений и навыков школьников большое значение имеет их объективная оценка. Ш. А. Амонашвили указывает, что оценка – это процесс, деятельность оценивания человеком. Отметка – результат этого процесса. Оценке обычно подвергаются наличные знания школьников и проявленные ими умения и навыки и при этом не учитываются старания и усилия, рациональность, мотив. [4]
Процесс оценки учитель осуществляет на основе критериев и требований. Оценку проверки знаний, умений и навыков учитель должен выражать словесно, а затем, завершая смысл своего оценочного суждения, заключать в условно цифровой знак – в отметку.
И. Ф. Харламов выделяет общие критерии оценки успеваемости учащихся.
Балл «5» выставляется за такие знания, когда:
а) ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала,
б) выделяет в нем главные положения,
в) осмысленно применяет полученные знания на практике,
г) не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также в письменных работах и выполняет последние уверенно и аккуратно,
д) легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которых нет прямых ответов в учебнике.
Балл «4» выставляется тогда, когда:
а) ученик выявляет знание материала,
б) отвечает без особых затруднений на вопросы учителя,
в) умеет применять полученные знания на практике,
г) в устных ответах не допускает серьезных ошибок и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя,
г) в письменных работах делает незначительные ошибки.
Балл «3» выставляется за знания, когда:
а) ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя,
б) предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы,
в) допускает ошибки в письменных работах.
Балл «2» выставляется тогда, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не освоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
Рекомендуем к прочтению:
Беседа с братьями и сёстрами новорождённого
Если с синдромом Дауна рождается младший ребёнок в семье, перед родителями встаёт ещё одна трудность: что сказать своим старшим детям. Возникает естественное желание оградить их от огорчений взрослых. Часто родители переоценивают чувствит ...
Концепции суицидального
поведения
В настоящее время существуют достаточно противоречивые точки зрения различных исследователей на феномен суицида и вызывающие его причины. Тем не менее, большинством суицидологов признается, что суицидальное поведение имеет многофакторную ...
Сущность и характерные особенности решений
Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности.
Анализируя развитие менеджмента, нетр ...