Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния
духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение
подростков в различных социальных средах. ОрганизаСтраница 1
Целью данного исследования является определение роли духовно-нравственного компонента в жизненных ориентациях современных подростков, проживающих в различных социальных средах.
Была выдвинута следующая гипотеза
: мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами:
А) нравственной зрелостью личности подростка;
Б) воспитательными возможностями социальной среды проживания;
В) уровнем социально-психологической зрелости учебной группы.
При разработке рабочей гипотезы важно учесть следующие положения
:
образ социальной среды обитания и отношение к ней проявляются в особом эмоциональном настрое, положительном или отрицательном, радостном или печальном, доброжелательном или агрессивном;
эмоциональный настрой, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на восприятие обыденной жизни, на характер оценки ее отдельных моментов, явлений, поступков других людей, бытовых условий существования;
поэтому одни и те же объективные обстоятельства жизни старшеклассников могут восприниматься и оцениваться ими как благоприятные, вполне устраивающие их или как травмирующие, «отрицательно влияющие» на общее самочувствие.
Для достижения данной цели и доказательства/опровержения выдвинутой гипотезы необходимо выполнение следующих задач:
1) Изучение состояния проблемы духовно-нравственного становления человека в литературе.
2) Разработка программы эмпирического исследования.
2) Реализация программы эмпирического исследования.
3) Определение социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростка.
4) Разработка психолого-педагогических рекомендаций.
Предметом
исследования выступают социально-психологические детерминанты оптимизации мироощущения и социального самоопределения подростков, объектом
- социализация личности подростка.
Для решения поставленных задач был подготовлен методический блок
, включающий в себя следующие методы:
1. анализ психолого-педагогической и учебной литературы;
2. наблюдение за деятельностью и межличностным общением респондентов;
3. беседа с педагогами, работающими с респондентами, и с самими респондентами;
4. психодиагностические методики;
5. методы статистической обработки, количественного и качественного анализа полученных данных.
В качестве психодиагностических методик
использовались следующие:
1) Опросник для определения критериев мироощущения и социального самоопределения подростков (И. В. Дубровина, );
2) опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению (Л. И. Акатов, А. С. Чернышев).
Описание методик и процедура их проведения содержится в Приложении 1 и Приложении 2.
В качестве статистического метода
, позволяющего определить силу и направление корреляционной связи был применен метод ранговой корреляции rs Спирмена.
Исследование проводилось на базе следующих образовательных учреждений:
1) МОУ «… средняя общеобразовательная школа» … района Курской области;
2) ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «…… школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» …….района Курской области.
Данные учреждения представляют собой две различные образовательные среды. В МОУ «……. средняя общеобразовательная школа» ………. района Курской области обучаются дети, проживающие в обычной, традиционной социальной среде. Это обучающиеся средней школы, чья сфера активности ограничена рамками учебной деятельности. У большинства подростков есть семьи, любящие родители, друзья. В ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «……….школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей… района Курской области попадают дети и подростки из неблагополучных семей, чьи родители лишены родительских прав, либо родителей нет вообще по различным причинам. Воспитанники - подростки из школы-интерната с обычными условиями для детских учреждений такого типа:
Рекомендуем к прочтению:
Формирование групповой сплоченности и ее связь с ценностной позицией и
саморегуляцией личности. Групповая сплоченность и
ценностные позиции личности
Проблема групповой сплоченности является одной из проблем формирования малой группы. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическ ...
Интонация и тембр голоса
Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений ...
Периферические средства
Тон, которым говорят лезгины, можно охарактеризовать по-разному. Если говорят женщины, то это в основном доброжелательный или наставительный тон. Старики чаще всего говорят назидательным тоном. Мужчины чаще используют дружеский, спокойный ...