Структура мироощущения подростков в различных образовательных средахСтраница 1
Интересную информацию удалось получить и с помощью опросника, разработанного И. В. Дубровиной. Он предназначен для определения критериев, по которым можно охарактеризовать и описать мироощущение и социальное самоопределение подростков. Сам опросник состоит из пяти вопросов и представлен в приложении.
На вопрос «Какие из событий последних 2-х лет тебе больше всего запомнились, и какие из них ты хотел бы повторить?» 45% обучающихся средней школы отвечают, что им больше всего запомнились поездки на море, в санатории, различные экскурсии, праздники (особенно Новый год, День рождения), 41% не могут выделить вообще какие-либо события, отвечая «не знаю», «не запомнилось ничего». 7% выделяют мировые спортивные события – олимпиаду, чемпионат мира по футболу. Остальным 7% запомнились контакты с близкими людьми, подарки (компьютер, телефон; собака).
В школе-интернате поездки, экскурсии, отдых запомнился 25% воспитанников, ничего не запомнилось 20%, запомнилась жизнь в своей семье и приятные события, связанные с ней (мама, рождение братьев, сестер, приезд родственников) 40 %, остальным - жизнь в интернате, дружба. Это подтверждают следующие высказывания:
· «… когда мне было 13 лет, запомнились мои друзья и приемная семья. А в 14 то, что меня снова отправили в интернат…»
· «…меня покрестили в 2010 году, я был очень рад…».
Ниже данные представлены в Диаграмме 2:
Диаграмма 2
Структура мироощущения современных подростков из различных социальных сред
Далее обучающимся предлагалось ответить, что мешает им жить. Этим вопросом выявлялось существующее проблемное поле детей. Подросткам средней школы мешают жить школа и учеба (16%), родные (5%), любовь (7%), непонимание, предательство, вмешательство взрослых (9%), плохое общество (2%), остальным ничего не мешает (61%).
55% воспитанников школы-интерната ничего не мешает жить, 20% мешает нормально жить школа-интернат, 15% - вредные привычки, 10% - разлука с семьей, и наоборот, годы, проведенные в семье – 5%, отсутствие перспектив в жизни – 5%. Ниже приведены примеры высказываний:
· «Мне мешают нормально жить годы, которые я провела с мамой, я не могу их забыть, а хотелось бы…»
· «… не хватает родного дома, где я прожила 15 лет и вдруг меня из него просто вырвали…»
· «…мне интернат испортил все, я не смогу поступить на нормальную работу. Я даже забыла, как выглядят мои родители».
Диаграмма 3
Структура проблемного поля современных подростков из различных социальных сред
· Таким образом, в структуре мироощущения обучающихся из социально благополучной среды отмечается
своеобразная фрагментарность «поля» мироощущения в структуре наиболее значимых переживаний: актуализируются в бóльшей мере бытовые ситуации (праздники в кругу семьи, виды отдыха, поездки и т.д.), крайне редко – формы социально значимой активности, связанной с различными видами деятельности, особенно совместной. Поразительно, но подростки из средней школы практически не упоминают о значимости семьи, дружбы в их жизни, в то время как каждый второй подросток из школы-интерната ставит эти ценности на первое место. Занижение значимости ведущих видов активности субъекта, социальная пассивность проявились у всех респондентов, но у подростков из социально благополучной среды этот показатель в два раза выше, чем у их сверстников из социально обедненной среды. Особенно настораживает то, что количество респондентов, которые не могут выделить значимые события в своей жизни, составляет 41%. Полученные ответы отражают своеобразный «вакуум» в организации жизни современной учащейся молодежи.
Рекомендуем к прочтению:
Понятие интеллектуальной недостаточности в психологических исследованиях
Правильное определение понятия «интеллектуальная недостаточность» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности ...
Психолого-педагогические особенности процесса формирования
потребностей в самоутверждении сельского школьника. Особенности развития
потребностей в самоутверждении у сельского школьника в
младшем шк
Проблема семьи и семейных отношений были актуальны всегда. Существуют объективные психологические проблемы семьи, которые не зависят от индивидуальных особенностей мужа и жены, однако оказывают существенное влияние на семейную атмосферу. ...
Конфликты
в семье
Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.[v]
Уникальность семейных отношений об ...