Теоретико-методологические
основы педагогического сопровождения. Суть, цель, классификация и принципы педагогического сопровожденияСтраница 1
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.
При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный (учебно-воспитательный) процесс, предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
В этой связи педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление[9].
Целью педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Данная цель определяет основные задачи педагогического сопровождения:
· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
· помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
· психологическое обеспечение образовательных программ;
· развитие педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов[10].
В настоящее время различают следующие виды работ по педагогическому сопровождению:
· профилактика;
· диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
· консультирование (индивидуальное и групповое);
· развивающая работа (индивидуальная и групповая);
· коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
· психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
· экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Основные общепринятые принципами педагогического сопровождения детей и подростков представлены на рис.2.1.
Детализация основных принципов педагогического сопровождения имеет следующую формулировку:
· "на стороне ребенка": во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
· автономность: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность как особую практику, со своими ценностями и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом образовательной системы; специалист системы сопровождения не подменяет деятельности других субъектов учебно-воспитательного процесса, но координирует свою работу с ними в решении приоритетных задач развития ребенка.
· независимость: в системе образования необходимым становится разделение линий административного и методического (содержательного) подчинения специалиста системы сопровождения,
· непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения ребенка на всем периоде его обучения в образовательном учреждении, и преемственность в решении задач сопровождения с учетом специфики задач развития в соответствующем возрасте, а также задач обучения и воспитания на определенной ступени образования; организация преемственности в работе специалистов дошкольного, общего, начального профессионального образования, специализированных центров и служб по сопровождению ребенка,
Рекомендуем к прочтению:
Понятие конфликта и его виды
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие; спор, грозящий осложнениями.
При огромном разнообразии конфликтов — от детских ссор до мировых войн — их ...
Направления профилактики конфликтности в ОВД
Анализ деятельности органов внутренних дел, особенностей социально-психологической и воспитательной работы с личным составом позволяет выработать ряд основных направлений профилактики конфликтности.
Характер отношений в коллективе в знач ...
Взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость сложных чувств
Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В назв ...