ВведениеСтраница 1
В отечественной социальной психологии термин «психологический климат» впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы (30,С.127).
Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель (30,С.128). Психологический климат, по его мнению – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:
- состоянию коллективного сознания;
- отражению особенностей взаимодействия людей;
- эмоционально-психологическому настрою группы;
- настроению группы;
- состоянию группы;
- психологическому единству членов группы;
- взаимоотношениям в группах и коллективах и др.
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции, в нашем случае это качественные медицинские услуги. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Для сотрудников любой организации нужно относиться к своей работе ответственно и добросовестно, что значительно влияет на производительность труда и качество выпускаемой продукции, это в свою очередь повышает спрос на выпускаемую продукцию. От сотрудников требуются психологическая устойчивость и способность приспосабливаться к постоянным изменениям в структуре руководства и функциональных обязанностей. От уровня оптимальности социально-психологического климата в каждом отдельном коллективе во многом зависит атмосфера отношений между сотрудниками.
Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленными усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий, влияющих на самочувствие и производственные показатели. Соответственно, каков будет социально-психологический климат в организации, таков будет результат деятельности самой организации.
Целью исследования является анализ социально-психологического климата коллектива медицинского персонала центральной районной больницы.
Объект исследования – характеристики социально-психологического климата в коллективе медработников.
Предмет исследования – условия, благоприятствующие развитию положительных характеристик социально-психологического климата.
В качестве гипотез нами были сформулированы следующие предположения:
1) медицинский коллектив данного учреждения характеризуется благоприятным социально-психологическим климатом;
2) медработники, более положительно оценивающие социально-психологический климат в собственном коллективе, склонны к компромиссам в конфликтных ситуациях;
3) социально-психологический климат взаимосвязан с уровнем конфликтности и эмоциональной характеристикой коллектива.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы мы определили следующие задачи:
1 - провести теоретический анализ литературы по данной проблеме;
2 - сконструировать программу изучения социально-психологического климата и условий его развития;
3 - провести диагностику социально-психологического климата в коллективе медработников;
4 - провести анализ полученных данных с опорой на методы математической статистики;
5 - дать характеристику социально-психологического климата в исследуемой организации;
6 - по итогам исследования сформулировать условия оптимизации социально-психологического климата в коллективе центральной районной больницы;
7 – сформулировать рекомендации по управлению социально-психологическим климатом в исследуемом коллективе.
Программа изучения социально-психологического климата в коллективе центральной районной больницы включала следующие этапы:
1. Изучить уровень межличностных взаимоотношений в коллективе.
2. Выявить вид отношений в коллективе.
3. Определить стратегию поведения медработников в конфликтной ситуации.
Рекомендуем к прочтению:
Определение понятия «общение»
Для определения места компьютерной коммуникации в системе общения требуется прежде всего уточнить содержание понятия «общение».
Главная цель естественного языка - установление общения между людьми, которое протекает в обстоятельствах, об ...
Методолого – психодиагностический анализ и интерпретация результатов
анкетирования по общему психологическому практикуму
Исходя из основных методологических положений по разработке и составлению анкет, в данной части работы, нами были составлены четыре психологических бланка анкет на различные темы. По всем разработанным нами анкетам было проведено эксперим ...
Методика. Оценка оперативной зрительной памяти.
Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит е ...