Организационные
конфликты и пути их преодоленияСтраница 2
Для корректирующего (запаздывающего) стиля характерно постоянное отстаивание оценки ситуации, и поэтому реакция на конфликт возникает, как правило, уже после его начала. Возникновение конфликта для людей с корректирующим стилем поведения является неожиданностью. Для них затруднительна оценка возможной реакции (ответа) оппонента. План выхода из конфликта практически отсутствует, ситуация "ведёт" человека. Значительно выражена эмоциональная реакция на конфликт. Действия отличаются суетливостью, особенно на начальной стадии конфликта.
Основная особенность прогностического стиля - заблаговременное проведение анализа опасных зон возможного возникновения конфликтных ситуаций, что позволяет избегать нежелательных конфликтов. Люди с таким стилем поведения не дают спровоцировать себя на нежелательный конфликт. Как правило, они идут на конфликт осознанно, тщательно всё, оценив и взвесив, и только в тех случаях, когда он неизбежен или остался последним способом решения проблемы. Вступив в конфликт, они продумывают варианты своих действий, просчитывают возможные действия оппонентов и заранее готовят ответы на них. Лица, обладающие прогностическим стилем поведения, предпочитают компромиссы и ориентируются на долгосрочную перспективу. Эмоциональная реакция на конфликтную ситуацию незначительно выражена или отсутствует.
Возможно, по-разному выражать те или иные личностные свойства и особенности, входящие в конкретный стиль поведения. Однако в целом они представляют собой устойчивые взаимосвязанные комплексы. Оценивая тот или иной стиль поведения в конфликтных ситуациях, можно сделать следующие выводы.
Деструктивный стиль опасен в первую очередь для его обладателя, поскольку постоянно провоцирует окружающих на конфликты. Человек с таким стилем поведения нередко приобретает сомнительную репутацию склочного, неуживчивого. Деловые партнёры стараются избегать таких людей.
Обладатель корректирующего стиля попадает в конфликты реже, чем приверженец деструктивного стиля. Как правило, такие люди сами не начинают конфликта. Будучи же втянутыми в конфликт, они оказываются не готовыми к нему и выходят из него со значительными потерями (финансовыми и служебными).
Сторонник прогностического стиля редко попадает в конфликтные ситуации. Благодаря отчётливому пониманию позиции оппонентов он старается не доводить дело до конфликта. Умение предусмотреть действия оппонентов даёт ему возможность выйти из конфликта с минимальными потерями, без потерь или даже с приобретениями.
Общей чертой всех организационных конфликтов является реальная или мнимая блокада потребностей (или препятствие удовлетворению потребностей) отдельного члена организации или социальной группы. Если блокада потребностей осознана членами организации или социальной группы и произошла идентификация источника блокады потребностей (например, члены группы осознали, что их значимые потребности блокированы представителями администрации), то далее следует реакция на блокаду, которая может быть двух типов — отступление или агрессия.
Отступление представляет собой реакцию на блокаду потребностей (реальную или мнимую), которая сводится к кратковременному или долговременному отказу от удовлетворения этих потребностей. Очевидно, что при такой реакции на блокаду не происходит конфликта в организации.
Агрессия является ответной реакцией на блокаду, которая может привести (и чаще всего приводит) к конфликту. Агрессия — это враждебная внутренняя установка или враждебный тип действий по отношению к другому индивиду (или другой социальной группе). Агрессия выражается в поведении, направленном на нанесение физического и морального вреда или ущерба другому. Агрессивные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида (или социальной группы), и с момента такого взаимодействия начинается социальный конфликт.
Возможными субъектами конфликта в организации являются:
- администрация организации;
Рекомендуем к прочтению:
Анализ результатов опроса старшеклассников
В ходе количественного анализа использовался процентильный метод группировки данных. Все оценки качеств делились на пять процентильных групп: очень высокая частота встречаемости (81-100 процентиль); высокая частота встречаемости (61-80 пр ...
Развитие мышления в дошкольном возрасте
В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным де ...
Анализ системы менеджмента в управлении социально психологическим
климатом организации
Система управления (менеджмента) представляет собой множество взаимосвязанных макроподсистем и функций, составляющих единое целое и реализующих процесс управления для достижения поставленных целей управления. Одним из важных аспектов рабо ...