Позы как жестовые знаки. Семантика позыСтраница 1
В контексте человеческой деятельности, и, прежде всего в акте общения, тело из собственно природной материи превращается в носителя атрибутов человеческой культуры и общественных норм. Можно сказать, что культура воплощается в теле как в некоем пространстве. Существование человека в физическом мире в значительной степени обусловлено тем вниманием, которое человек уделяет телу, и разнообразными по своему характеру телесными действиями, которые он выполняет. Люди в норме свободно владеют своим телом и действуют им применительно к другим материальным объектам.
Среди эмблематических знаков особую роль в выражении разнообразных оценок, в том числе этических, играют позы. Позы – общие конфигурации тела и соотносительные положения его частей, как правило, более статичные, чем, например, жесты рук или ног. Поза всегда наличествует в любой ситуации, поскольку представляет собой биологически обусловленный способ размещения тела в пространстве.
Немецкий психолог и антрополог Альфред Адлер как-то заметил, что если мы хотим понять человека, то должны заткнуть уши и только смотреть на него, тогда мы сможем увидеть всё, как в пантомиме. Подчёркивая важность поз и жестов во время общения, учёный ссылался на известное изречение Мартина Лютера, протестантского священника и реформатора: «Когда вы разговариваете с человеком, следите не за его лицом, а за его кулаками». Действительно, из общей конфигурации тела, из положения отдельных частей и их морфологического строения можно многое узнать, например, о характере взаимоотношений участников коммуникации, об их соотносительном общественном статусе или актуальном эмоциональном состоянии.
С анатомико-физиологической точки зрения репертуар поз достаточно ограничен. Это связано, в частности, с тем, что антропоморфно допустимых положений тела не так уж много. Кроме того, число поз ограничено также с социальной и культурной точек зрения, поскольку в каждой культуре существуют разные расовые, половые, этические и т.п. табу на определённые позы в данной культуре.
Согласно работам антрополога Гордона Хьюиса, в мире всего имеется порядка тысячи поз, включая межкультурные варианты, и если объединить вариативные формы, то получится не более двух-трёх сотен единиц, получающих каждая своё значение в зависимости от культуры, этноса и социума. Позы эти могут быть самые разные и, с точки зрения, например, носителя русской культуры, весьма странные, как странными бывают и нормы для поз, принятые в разных культурах. Так, например, поза сидеть на корточках для взрослого человека русской культуры не характерна. Между тем, на корточки любят садиться не только отдельные люди группы людей, но даже целые народы, например, многие африканцы и южноамериканцы.
В каждой культуре существуют позы, стереотипные для разных возрастов и полов, типичные социальные позы, выражающие отношения между людьми, ср. начальственные и холуйские позы. Имеются и прототипические позы, отображающие психическое или физическое состояние субъекта, например, болезнь. Так, сгорбленная поза человека в русской культуре является характерным признаком старости или физического нездоровья, а сидячая поза осмысляется нами как поза статичная, неподвижная или малоподвижная, ср. русские прилагательные непоседливый и усидчивый, существительное сиделка, глагол засиживаться, выражения сидеть сиднем, сидеть много лет на одном месте.
Существующие описания поз в разных культурах – их форм, смыслов, функций, и сфер использования – позволяют выделить ряд концептов и смыслов, для кодирования которых невербальные знаки-позы лучше всего приспособлены. Это:
(а) тип отношения к другому человеку. На то, какие чувства испытывает один человек (жестикулирующий) к другому (адресату) вообще или в данном коммуникативном акте, указывают не только сама поза, но и ориентация тела жестикулирующего относительно адресата, степень наклона корпуса, мера открытости тела, прежде всего рук и ног. Отношение к другому ясно выражено, например, в таких позах, как сидеть, обнявшись или сидеть на коленях.
Рекомендуем к прочтению:
Методика. Оценка оперативной зрительной памяти.
Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит е ...
Эмпирическое исследование агрессивного компонента в
конфликтном поведении и анализ полученных результатов
В данной работе для диагностики агрессивного компонента личности использовались тест «Рука» Э. Вагнера и опросник Баса-Дарки. В этом исследовании принимали участие студенты 3-го и 4-го курса специальности «Психология» КФ ЗНУ.
Выборку сос ...
Результаты экспериментальной работы, полученных в ходе исследования уровня развития
наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития. Результаты конс
Экспериментальная часть исследования была проведена на базе МДОУ №28 г. Алексина Тульской обл. В эксперименте приняло участие 10 испытуемых в возрасте 5 – 6 лет.
Была подобрана диагностическая программа, отвечающая логике и целям нашего ...