Окулесика. Язык глаз в коммуникации людей разных
культурСтраница 6
Сумма взглядов, или, время контакта глаз, - это в европейской культуре ключевой момент в установлении степени близости или симпатии людей. А что влечёт за собой уменьшенная – по сравнению с нормой – длительность контакта глаз? Такое невербальное поведение тоже значимо. Во-первых, в этом случае мы скрываем от посторонних глаз свои чувства и реакции. Во-вторых, глядя в сторону (а это не то же самое, что отводить или отворачивать глаза), мы можем сфокусировать своё внимание на чём-либо. Подобно маленькому ребёнку, который закрывает при игре в прятки глаза рукой, думая, что его никто тогда не увидит, взрослые часто считают, сто, коль скоро не видят в глазах данного человека обвинения, злобы или агрессивного к себе отношения, этот человек не способен причинить им вреда.
Все закономерности и правила глазного поведения, приведённые выше, не являются универсальными и, скорее всего, относятся только к людям европейской и североамериканской культур. Например, в Латинской Америке детей специально учат опускать глаза в разговоре со старшим, что является общепринятым знаком уважения, а у нас взрослые в разговоре с детьми, особенно если этот разговор малоприятный, часто говорят детям: «Подними глаза и посмотри на меня!». Африканцы, азиаты и индийцы считают большое число взглядов, направленных в лицо или глаза, знаком превосходства и неуважения и рассматривают подобное поведение как угрожающее или оскорбительное для адресата.
Арабы и южноамериканцы определят малое число ответных взглядов как проявление невнимания и невежливости. Жители Эфиопии смотрят во время беседы вниз, и это является общепризнанным знаком уважения к собеседнику, а среди индийцев бороро и витото в Южной Америке говорящий и слушающий во время беседы оба смотрят в сторону на посторонние предметы, а не друг на друга. Если же человек что-то рассказывает в аудитории, он может (и часто это делает) повернуться к людям спиной и даже вообще выйти, например, из хижины и встать к ней спиной, продолжая свой рассказ.
Когда человек щурится, он уменьшает открытую область глаз, что даёт ему возможность сконцентрировать внимание на объекте или человеке. Раскрытые глаза передают смысл не «увидеть больше», а связаны, во-первых, с удивлением, а во-вторых, с желанием узнать нечто. Оба жеста – сощуриться и широко раскрыть глаза – имеют очевидные социальные функции.
Глазное поведение тесно сопряжено с поведением собственно жестовым и позовым. Сощуриться или смотреть прямо в глаза можно только при статичных позах; задумываясь над чем-либо или уходя в себя, человек не только может закрыть глаза, но также прекращает вообще какую-либо жестикуляцию; подмигивание обычно сочетается с приветливой или хитрой улыбкой.
В ходе коммуникации человек может вполне сознательно менять тактику и стратегию своего глазного поведения партнёра. Так, говорящий обычно периодически смотрит на лицо или в глаза адресата для того, чтобы убедиться в существовании и/или степени прочности обратной связи, т.е. что его слушают, понимают, или чтобы проследить за тем, как меняется эмоциональное состояние партнёра, его отношение к говорящему, и в зависимости от этого менять своё собственное поведение. Исследования разных учёных показали, что в процессе устного речевого общения сказанное воспринимается более точно, если участники имеют возможность следить за поведением глаз друг друга. (Грушевицкая, Попков, Садохин 2002, 179)
Рекомендуем к прочтению:
Процесс старения и возрастные изменения в организме. Понятие психического
старения
Старость-это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой.[1] Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста проявляются инволюционные признаки, что выражается уже во ...
Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития
ребёнка
Проблема умственного развития изучается отечественными психологами в неразрывном единстве с речевым развитием детей, исходя из представлений о том, что язык является средством общения, взаимопонимания, закрепления и передачи знаний, опыта ...
Методы управления социально-психологическим климатом в
коллективе
Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые различаются с ...