Коммуникативная культура будущего специалиста и
совокупность педагогических условий ее развития. Коммуникативная культура как условие совершенствования
профессиональной подготовки будущих специалистСтраница 2
Вышеизложенное позволяет сделать вывод: для выявления сущности коммуникативной культуры педагога нам необходим детальный анализ понятия "общение". Общение многолико: оно имеет много форм, видов. Педагогическое общение есть частный вид общения. Ему присущи как общие черты характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические ее проявления в образовательном процессе. Поэтому прежде чем определять педагогическое общение, рассмотрим сначала то, что характеризует общение как феномен в целом [80].
В отечественной психологии развивается идея единства общения и деятельности. Прослеживается устойчивая тенденция связи понятия "общение" с категорией "деятельность". Следует заметить, что традиция рассматривать понятие "общение" как производное от категории "деятельность" характерна как для московской психологической школы (А.Н. Леонтьев и его последователи) [128], так и для ленинградской (Б.Г. Ананьев, который считает, что человек есть субъект трех основных видов деятельности: труда, познания, общения) [4].
Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни [136]. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения [127]. Наконец, общение можно интерпретировать в качестве особого вида деятельности. Общение как коммуникативную деятельность характеризуют: Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.В. Руденский, И.И. Рыданова и многие другие исследователи. По их мнению, аспектами общения являются: коммуникативный, включающий обмен информацией; интерактивный, предусматривающий организацию взаимодействия; перцептивный, отражающий процессы восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия [6, 126, 130, 199, 202] (см. приложение № 1).
Рассмотрим подробнее каждый из них. Естественно, что все эти термины весьма условны. В аналогичном смысле употребляются и другие.
Коммуникация в процессе общения предусматривает, что преподаватель и студент в ходе совместной деятельности обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и пр., т.е. информация не просто передается, а формируется, уточняется, развивается.
Коммуникативная функция общения между людьми имеет свою специфику.
Во-первых, общение - это не просто обмен или движение информации. Здесь мы имеем в виду отношения двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом. Схематично коммуникация может быть представлена как интерсубъективный процесс (S S), как субъект-субъектные взаимоотношения активного обмена информацией, в ходе которого совместно постигается предмет общения.
Во-вторых, обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнера с целью его изменения.
Рекомендуем к прочтению:
Исторический аспект суицидологии
Самоубийство - одна из вечных проблем общества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на земле человек. В ходе исторического развития взгляды на сущность добровольного ухода из жизни существенно менял ...
Ребенок с детским церебральным параличом в семье
С появлением в семье ребенка с церебральным параличом родителям приходится привыкать к новой жизни.
Первый шок от известия, что ребенок родился больным, может быть не таким тяжелым, если это известие преподнесено правильно и сочувственно ...
Невербальное общение в педагогическом
взаимодействии
Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным инструментом выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение.
Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет необходимое и с ...