Психические свойства личности военнослужащего. Направленность
личностиСтраница 3
Способности – это продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия биологических и социальных факторов. Природными предпосылками способностей являются задатки. Задатки
- человеческого организма, его нервной системы, органов чувств и т.д., составляющие природную основу формирования способностей [6; с. 43]
Различные степени развития способностей личности обозначаются понятиями одаренности, таланта и гениальности. Одаренность
— это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся или выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одаренность обычно проявляется в наличии разносторонних способностей. Талантом
называют такую совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Способным и талантливым можно быть в самых разнообразных видах деятельности.
Гениальность
— высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Поэтому отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.
Можно выделить несколько критериев, которые подтверждают или опровергают психологический прогноз в отношении способностей военнослужащего. Одним из таких критериев является успеваемость военнослужащего на занятиях по боевой подготовке. Успеваемость — это производительность, эффективность учебного труда обучаемых и обучающих, иначе говоря, количественная и качественная сторона процесса обучения. В количественном отношении она показывает уровень подготовки, в качественном — характеризует успеваемость, полноту, прочность и систематизированность знаний, степень автоматизированности, точность, прочность и пластичность навыков и разносторонность умений.
Целенаправленное формирование личностных черт и особенностей, определяющих способности военнослужащего, может эффективно проводиться лишь при соблюдении следующих общих психологических правил:
• Способности должны формироваться в процессе конкретной воинской деятельности, причем лучше не в одной, а в различных сферах: учебной, спортивной, общественной и т. д.
* Упражнения необходимо проводить систематически, сознательно, с постепенным усложнением. Они должны быть трудными, но посильными, обязательно связанными со стремлением к улучшению показателей в учебе и на учениях на основе учета и анализа результатов выполняемых упражнений.
Соблюдение этих общих правил и обеспечивает успешность целенаправленного формирования как способностей в целом, так и каждой черты личности, входящей в них [22; с. 115].
Темперамент
Темперамент – это индивидуально своеобразная, природно обусловденная совокупность динамических проявлений психики человека. Темперамент определяется интенсивностью, скоростью, темпом и ритмом протекания психических процессов и изменения психических состояний личности [6; с.43].
Интерес к данной проблеме возник более 2,5 тыс. лет назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий между людьми. Различные темпераменты подразумевают различия по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик, например, отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.
То, что люди отличаются друг от друга по силе, скорости, темпу и ритму движений, по походке, по глубине и быстроте смены чувств, степени выраженности их в мимике, пантомиме, интонациях и т. д., было замечено уже давно. Древнегреческий врач Гиппократ,(V в. до н. э.) считал, что поведение человека зависит от соотношения в его организме четырех жидкостей. В дальнейшем от названия этих жидкостей произошли название темпераментов: у сангвиника — крови (сангре), у флегматика — слизи (флегма), у холерика — желчи (холе) и у меланхолика — черной желчи (мелайнахоле).
Сангвиник — это живой, подвижный, «горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение». Он постоянно стремится к смене впечатлений. Неудачи и неприятности переживает сравнительно легко. Настроения сангвиника изменчивы, но преобладает среди них чувство душевного равновесия, благополучия.
Рекомендуем к прочтению:
Приложения
Приложение 1
Психогеометрический тест
Взгляните на следующие фигуры:
Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберит ...
Помощь ребенку в преодолении указанных нарушений. Коррекция сосательных
движений
Если у ребенка первых месяцев жизни (1—3 месяца) сосательный рефлекс ослаблен, то перед кормлением полезно ваточкой, смоченной в теплом молоке, нежно погладить уголки рта ребенка, похлопать по середине его верхней губы, активизируя тем са ...
Методика “диагностика опосредованной памяти”.
Материал необходимый для проведения методики служит лист бумаги и ручка. Перед началом обследования испытуемому предлагается следующие слова.
“Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложение и после этого делать паузу. Во время эт ...