Суицид как следствие социально-психологической
дезадаптации личностиСтраница 1
Концепция суицидального поведения, выдвинутая А.Г. Амбрумовой, В.А. Тихоненко, основана на результатах обширных наблюдений, экспериментов и теоретических поисков. Следует сказать, что понятия социально-психологической адаптации и дезадаптации в применении к суициду как единичного явления, остаются незыблемыми. Эта концепция вобрала в себя социальные и личностные категории, факторы внутренней и внешней среды, их ролевое значение в формировании суицидального поведения. Под адаптацией авторы понимают приспособление - соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация - это и процесс, и его результат, то есть определенная организация. Понятие дезадаптации отражает различную степень и качество несоответствия организма и среды. Полное соответствие способствовать развитию, полное не соответствие - несовместимо с жизнедеятельностью. К системам, занимающим промежуточное положение между этими двумя полюсами, в одинаковой мере применима и адаптация и дезадаптации. В первом случае происходят позитивные приспособительные и компенсаторные процессы, во втором - компенсаторные процессы оказываются несостоятельными, что может привести к дезорганизованному поведению. Эти положения применимы и к специфически человеческой форме адаптации-социально-психологической. [35]
Процесс социально-психологической адаптации развертывается по четырем основным направлениям человеческой деятельности: преобразовательному, познавательному, ценностно-ориентационному и коммуникативному. В условиях экстремальной ситуации разные личности не одинаково перестраивают свою приспособительную тактику. Наиболее устойчивые из них за счет пластичности и резервов сохраняет прежний общий уровень адаптации. Другая часть характеризуется временным снижением этого уровня, вплоть до его минимизации, но без "полома" основных четырех направлений и их качественной трансформации. Когда экстремальные нагрузки падают на почву, измененную конституционально, или в процессе онтогенеза, тогда вероятность полома, парциального выпадения одного или нескольких направлений адаптационного процесса значительно возрастает. В таких случаях социально-психологическая дезадаптация влечет за собой качественную трансформацию приспособительного процесса, появление патологических форм адаптации и компенсаторных образований за счет сохранившихся направлений. Авторы считают необходимым различать объективную и субъективную стороны дезадаптации. Объективно дезадаптация проявляется в поведении; субъективное же ее выражение - широкая гамма психоэмоциональных сдвигов. В результате теоретического анализа авторы пришли к заключению, что социально-психологическая дезадаптация является общей предпосылкой суицидального поведения. Выделяются две фазы: предиспозициионная и суицидальная. Решающее значение для перехода этой фазы в суицидальную имеет конфликт, который занимает центральное, стратегическое положение в структуре рассматриваемого акта. Конфликт, переживаемый личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую - тенденция, препятствующая ее удовлетворению. Конфликт может быть как внутренним, так и внешним в зависимости от стрессора. Самым опасным, не находящим своего разрешения и приобретающим черты экстремальности, является конфликт равносильных тенденций. Предиспозициионная фаза является предпосылкой суицидального акта и может быть обусловлена разными причинами. Конфликт сопровождается крайне тягостным переживанием напряжения и стремлением его ликвидировать. Суицидальная фаза представляет собой процесс устранения конфликта за счет саморазрушения субъекта. По определению А.Г. Амбрумовой "суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого и неразрешенного микросоциального конфликта". Суицидальное поведение рассматривается как один из видов общеповеденческих реакций человека в экстремальных ситуациях по всему континууму индивидуальных вариаций - от безусловной психической нормы до выраженной патологии. Наиболее существенным моментом социально-психологической адаптации человека является социализация, содержание которой составляют морально-нравственные представления, социально значимые оценки и формы поведения, определяемые включенностью в ту или иную социальную среду. Предиспозициионная дезадаптация личности приводит к тому, что количество известных ему вариантов разрешения конфликта резко ограничивается или сведено к нолю, а знаемые варианты решений субъективно оцениваются как неэффективные или неприемлемые. Вследствие этого конфликт приобретает характер неразрешимости и сопровождается крайне тягостными переживаниями. В этой критической точке дезадаптация и конфликт с высокой вероятностью могут перейти в суицидальную фазу, т.е. принимается решение о суициде, как единственном способе ликвидировать конфликт путем самоуничтожения. [29]. Если представить эту концепцию в виде схемы, то она будет выглядеть следующим образом:
Рекомендуем к прочтению:
Педагогические условия формирования коммуникативной
культуры студентов в учебном процессе вуза. Реализация педагогических условий развития коммуникативной
культуры будущих специалистов
Выпускник школы, как и всякий человек, обладает определенным жизненным опытом, который по А.К. Осницкому складывается из пяти компонентов:
1) Ценностный опыт: интересы, идеалы, убеждения, нравственно- этические нормы и предпочтения. Этот ...
Пути выхода из
конфликта.
Стили поведения в межличностном конфликте
Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее с ...
Когнитивная психология
Конгнитивная психология [19] - направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. Предшественником когнитивной психологии можно считать швейцарского пси ...