Половые особенности мотивационной сферыСтраница 1
Ш. Берн [11] отмечает, что "социальные стереотипы, касающиеся гендеров, могут вынудить нас поверить, что по сравнению с мужчинами женщины - более конформны, легкоубеждаемы и управляемы из-за своей зависимости и подчиненности".
Действительно, в работе А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева [14] показано, что при самоописаниях склонность к подчинению рассматривается женщинами как социально желательная характеристика. Считается, что в любом возрасте представители женского пола более склонны обращаться к авторитетам в определении своей позиции, а при каких-либо затруднениях более склонны придерживаться установленных норм поведения, и что в школе девочек легче заставить выполнить какие-либо поручения.
Как пишут Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова, "для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять смысл и значение мероприятия: если они этого смысла не обнаружат, то, как бы их ни убеждали, что "это нужно", активности не проявляют".
"Самостоятельность является символом успешности, могущества и состоятельности "марсиан".
Если женщины смогут понять данную особенность марсиан, это, безусловно, поможет им понять, почему мужчины не любят, когда их поправляют или говорят им, что надо делать. Дать мужчине совет, которого он не просил, равнозначно предположению того, что он не знает, что делать, или не может справиться с этим самостоятельно. Это сильно задевает мужчин, потому что вопрос состоятельности очень важен для них.
Поскольку марсианин справляется со своими проблемами самостоятельно, он крайне редко о них говорит - лишь в тех случаях, когда ему необходим совет человека более опытного, чем он сам. Марсианин совершенно логично обосновывает свое поведение: "Зачем я буду вмешивать в свое дело кого-то еще, если смогу справиться с ним сам?" И остается наедине со своей проблемой, за исключением тех случаев, когда ему нужна помощь в поиске решения. А просьба о помощи в тех случаях, когда можно справиться самому, считается проявлением слабости".
Эта точка зрения господствовала до конца 70-х гг. XX в. вопреки тому, что 82 % исследований, сравнивавших мужчин и женщин на предмет убеждаемости, и 74 % исследований, в которых искали гендерные различия в конформности, никаких различий не обнаружили, пишет Ш. Берн, ссылаясь на работы Игли с соавторами. Но действительно ли это так?
Известно, что лица женского пола более внушаемы, чем лица мужского пола. Правда, как следует из данных А. И. Захарова, это наблюдается не во всех возрастных группах (рис. 1).
Рис. 1. Внушаемость лиц мужского и женского пола
Женщины более податливы к групповому давлению (более конформны). По данным Э. С. Чугуновой [44], у девушек по сравнению с юношами наблюдается более частый выбор профессии по советам родных и знакомых.
Таким образом, мотивация лиц женского пола более внешнеорганизована, т. е. мотив легче формируется под давлением извне, а мотивация лиц мужского пола - более внутреннеорганизована, т. е. исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать.
Рекомендуем к прочтению:
Методика “исследования опосредованного запоминания”.
Цель работы: Исследование уровня доступной смысловой организации памяти, сравнение продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания пиктограмм.
Материалы и оборудования: 40 отвлечённых понятий.
Метод: учебные модификации Ю ...
Анализ результатов опроса старшеклассников
В ходе количественного анализа использовался процентильный метод группировки данных. Все оценки качеств делились на пять процентильных групп: очень высокая частота встречаемости (81-100 процентиль); высокая частота встречаемости (61-80 пр ...
Проанализировать содержание фильма
Участников набрали по объявлению в газете, и им предлагались 4000 немецких марок в день за две недели участия в «психологическом эксперименте». После серии психологических тестов, анализа автобиографий и собеседования с профессором Зимбар ...