Организация и ход исследования.
Поскольку в нашем исследовании используется метод экспертных оценок, важно перечислить некоторые требования предъявляемые к этому методу. Необходимым условием являются однозначно сформулированные цели, предмет и область применения метода. Предмет должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, что и было сделано в нашей работе. Область применения, контингент испытуемых должны быть четко обозначены. Необходимо также четко сформулировать цели использования результатов. В нашем случае на основе результатов исследования были обобщены критерии оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога.
В нашем исследовании всего приняли участие 87 респондентов:
14 человек – продуктивно работающие психологи, выступающие как независимые эксперты
38 человек – студенты факультета психологии пятого курса МГОПУ им. М.А. Шолохова вечернего отделения
35 человек – студенты факультета психологии первого курса МГОПУ им. М.А. Шолохова вечернего отделения.
На основе теоретического анализа научной литературы по данной теме были разработаны специальные анкеты. Анкета состоит из трех блоков:
Эмоционально-волевая сфера
Коммуникативная сфера
Познавательная сфера
Под каждым из этих блоков перечислены ряд качеств,
которые по результатам теоретического анализа во многом определяют успешность коммуникативной деятельности психолога. Всего было перечислено сорок четыре качества.
Респондентам была предложена инструкция, в которой предлагалось оценить каждое высказывание по пятибалльной шкале:
психолог не должен обладать данным качеством
должен обладать в малой степени
желательно обладать, хотя бы частично
должен иметь данное качество в значительной степени
психолог должен обладать данным качеством в полной мере
К анкете прилагалась памятка - тезаурус с определениями внесенных в анкету качеств, чтобы не возникало разногласий в их трактовке у отвечающих. Анкета рассчитана на студентов факультета психологии и продуктивно работающих психологов.
Валидность разработанной нами анкеты была проверена на специальной экспериментальной группе студентов пятого курса вечернего отделения – специализация клиническая психология МГОПУ им. М.А. Шолохова. Валидность отвечает на вопрос "Измеряем ли мы то, что думаем измерять".(1, с.93 ).
Анкетирование проводилось в Московском государственном открытом педагогическом университете. Время, затраченное каждым респондентом на ответы вопросов анкеты, в среднем составляло 10-15 минут.
Рекомендуем к прочтению:
Выделить зависимую переменную. Показать, что с ней происходило на
протяжении всего исследования
В качестве зависимой переменной выступало поведение. На протяжении эксперимента мы видим, как оно меняется у людей, помещенных в различные условия (быт, степень свободы, наличие власти).
В случае с заключенными, произошли изменения – вне ...
Процедура проведения социологического исследования
Этапы программы социологического исследования:
1. Выбор тематики исследования.
2. Составление библиографии по соответствующей теме.
3. Работа с литературой, реферирование основных источников.
4. Консультации с компетентными лицами (сп ...
Позы и жесты
Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.
Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что та ...