Заключение
Подводя общие итоги проведенному эмпирическому исследованию можно сказать, что основные задачи, поставленные в работе, выполнены, и ответы на сформулированные вопросы получены. Были выявлены и проанализированы идеальные и антиидеальные представления юношей и девушек о партнерах по общению противоположного пола. Удалось показать гендерную специфику в содержании антиидеальных представлений и в требовательности молодых людей к партнеру по общению. Определена ведущая роль антиидеальных представлений в регуляции коммуникативного поведения. Однако в ходе исследования не удалось полностью подтвердить гипотезу о существовании существенных гендерных различий не только в антииидеальных, но и идеальных представлениях молодых людей. Здесь возможны две причины: а) недостатки самой методики, которая слабо дифференцирует мужские и женские качества; б) реальное сближение женских и мужских идеалов, о чем есть указания и в психологической литературе. Эти предположения нуждаются в дальнейшей эмпирической проверке и уточнении. Несколько неожиданным для нас оказалось то, что ведущую роль в регуляции коммуникативного поведения играют не позитивные, а негативные образцы. Найти убедительное объяснение этому в психологической литературе нам не удалось, хотя некоторые предположения обозначились. Весьма интересным нам показалась, что благодаря более высокой психологической чувствительности девушки приписывают юношам ожидания, которых у них нет. Тем самым проявляется их требовательность не только другим партнерам по общению, но и к себе как субъекту общения.
Все эти данные говорят о том, что в процессе исследования были поставлены новые вопросы и сформулированы новые предположения, которые нуждаются в теоретической и эмпирической проверке. Это и станет целью наших последующих исследований в этой области.
Приложение
Список качеств методики Будасси
:
1. аккуратность 28. обаяние
2. беспечность 29. обидчивость
3. вдумчивость 30. осторожность
4. впечатлительность 31. отзывчивость
5. вспыльчивость 32.педантичность
6. восприимчивость 33. подвижность
7. гордость 34. подозрительность
8. грубость 35. принципиальность
9. жизнерадостность 36. поэтичность
10. заботливость 37. презрительность
11. завистливость 38. радушие
12. застенчивость 39. развязность
13. злопамятность 40. рассудочность
14. искренность 41. решительность
15. капризность 42. равнодушие
16. легковерие 43. сдержанность
17. медлительность 44. сострадательность
18. мечтательность 45. стыдливость
19. мнительность 46. сентиментальность
20. мстительность 47. страстность
21. навязчивость 48. терпеливость
22. настойчивость 49. трусость
23. нежность 50. увлекаемость
24. непринуждённость 51. упорство
25. нерешительность 52. уступчивость
26. несдержанность 53. холодность
27. неуравновешенность 54. эгоизм
Рекомендуем к прочтению:
Клинические разновидности интеллектуальной недостаточности
Причинами интеллектуальной недостаточности являются различные поражения головного мозга. В результате различных заболеваний по-разному нарушается высшая нервная деятельность, возникают разнообразные расстройства психики. Можно выделить де ...
Авторитет в воинском коллективе
Авторитет
— это своеобразная форма взаимоотношений. Под авторитетом принято понимать социально-психологическое влияние одного человека (или группы лиц) на других людей, например руководителя на подчиненных, учителя на учеников, командира ...
Социализация: непрерывный процесс
Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим-младший (1966) одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в ...