Современные социально-психологические исследования
в области малых групп. Социально-психологические
исследования малой группы в социальной психологии детстваСтраница 2
В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие - не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Этот прием неоднократно использовался в психологических исследованиях, которые, как правило, осуществлялись в рамках проблемы лидерства.
Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной, Т.В. Антоновой, О.М. Гостюхиной и других. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково - одни выступают в роли ведущих, другие - в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.
Результаты экспериментальных работ, проведенных под руководством М.И. Лисиной показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру. Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, Р.К. Терещук выделяет такие главные качества, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения. [5]
Также рассматривались особенности организации игрового пространства комнаты. Избегаемые участки, по-видимому, столь же необходимы, как и участки постоянного использования, предпочитаемые. Наличие их можно рассматривать как результат поведенческого разобщения пространства для игры при недостатке площади. Такие пограничные коридоры между предпочитаемыми участками позволяют отделить детей, играющих в шумные подвижные игры, от тех детей, которые рисуют, читают, играют в настольные или ролевые игры. [4]
Распределение поведенческой активности в пространстве комнаты связано с полом ребенка, его индивидуальными особенностями (темпераментом) и социальным статусом. Девочки предпочитают находиться возле предметов мебели, мальчики же, в силу своей подвижности используют свободное пространство.
Согласно концепции Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка определяется социальной ситуацией, т.е. его положением в обществе, системой отношений со взрослыми и сверстниками. [6] Социальная ситуация развития не строится извне, а создается в процессе живого взаимодействия между ребенком и его окружением. Переход от одного возрастного периода к другому связан с изменением социальной ситуации развития. Так, дошкольник — это «играющий ребенок», что и определяет систему его отношений с окружающими. Школьник — это «обучающийся ребенок», находящийся уже в совершенно иной системе отношений. Функции, которые выполняют обе стороны, всегда взаимодополнительны. [7]
Превращение ребенка во взрослого происходит благодаря воздействию двух социальных институтов: семьи и системы общественного воспитания. Превращение ребенка в личность происходит благодаря процессу социализации. Сначала он усваивает средство общения между людьми, потом у него вырабатывается навык различной деятельности. Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, также общепринятую его социальной общности систему ценности. Даже, когда ребенок становится взрослым, связь его с обществом не обрывается. На уже сформировавшуюся личность, продолжают оказывать воздействие две системы отношений: во-первых, на производстве, во-вторых, в семье.
Рекомендуем к прочтению:
Роль воображения в жизни человека
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и ...
Родительско-воспитательная сфера
Юноши и девушки как потенциальные родители должны знать основные положения и подходы к формированию семьи и понимать значение семьи в личной жизни. Роль матери/отца начинается с развития чувства материнства/отцовства, которое лучше развив ...
Особенности проявления эмпатии у студентов. Особенности эмпатии у студентов
Наличие у человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих ценностей человека. При этом, чем ниже уровень группы в социальной иерархии, тем больше присутствие ценностей духовных взаимоотно ...