Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установках супружеских
пар. Описание проведенного исследованияСтраница 1
Для подтверждения поставленной в данной работе гипотезы о согласованности представлений семейных ценностей у молодых юношей и девушек было проведено исследование, которое состояло из двух этапов:
1. Измерение исходного уровня уже имеющихся представлений о семейных ценностей у молодых юношей и девушек.
2. Контрольное сравнение представлений об уровне ролевых ожиданий и притязаний юношей и девушек, на основе которого произведется вывод и будут даны соответствующие рекомендации.
Для определения представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, и внешней привлекательности партнеров была использована методика «Ролевые ожидания и притязания студентов в браке (РОП)». Помимо всего перечисленного эта методика направлена на выявление у супругов желаемого распределения ролей между мужем и женой при реализации семейных функций.
При проведении исследовательской работы были опрошены 15 девушек и 15 юношей в возрасте от 18 до 22 лет. Выше опрошенные испытуемые учатся в высших учебных заведениях и являются студентами, что полностью соответствует требованию исследования ролевых ожиданий и притязаний в браке.
1 этап исследования. Измерение исходного уровня уже имеющихся представлений о семейных ценностей у молодых юношей и девушек.
Молодым девушкам и юношам предлагался набор утверждений, соответствующий их полу, т.е. материал данной методики представляет собой 36 различных утверждений о браке, семье, отношениях мужа и жены. Таким образом, данная методика полностью соответствует требованию выявления уровня ожиданий и притязаний в браке.
Данные утверждения делятся на 7 шкал:
1. Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве – отражает отношения супругов к сексуальной гармонии и иллюстрирует зависимость отношения к супругу (супруге) от оценки его (ее) как сексуального партнера;
2. Шкала, отражающая установку жены (мужа) на личностную идентификацию с брачным партнером – иллюстрирует общность интересов, потребностей и ценностных ориентиров;
3. Шкала, измеряющая установку супруга (супруги) на реализацию хозяйственно-бытовой функции семьи – отражает степень активного выполнения бытовых вопросов, участие в организации быта и характеризует отношение к хозяйственно-бытовым навыкам партнера;
4. Шкала, позволяющая судить об супруга (супруги) к родительским обязанностям – позволяет показать выраженность установки на активную родительскую позицию и ориентацию каждого из супругов на выполнение обязанностей по воспитанию детей;
5. Шкала, отражающая установку жены (мужа) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений – измеряет степень ориентации супругов на то, что партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль и отражает значимость внесемейных интересов;
6. Шкала отражает установку супруга (супруги) на значимость эмоциональной терапевтической функции брака - измеряет степень ориентации жены (мужа) на принятие одним из супругов роли эмоционального лидера в вопросах коррекции психологического климата и показывает значимость взаимной моральной и эмоциональной поддержки всех членов семьи.
7. Шкала, отражающая установку жены (мужа) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды – иллюстрирует желание супруга (супруги) иметь внешне привлекательного партнера и отражает собственную ориентацию на современные образцы внешнего облика.
В результате были получены показатели, которые указывают на сформированный уровень ожиданий и притязаний у опрошенных. Данные показатели представлены в сводной таблице результатов.
Сводная таблица результатов по исследованию уровня ожиданий и притязаний у девушек
Шкалы Ф.И. |
ИС |
ЛИ |
ХБ |
РВ |
СА |
ЭТП |
ВП |
1. Алексанян Стелла |
6 |
6 |
6 |
8.5 |
7 |
8 |
8 |
2. Амелина Марина |
2 |
8 |
5 |
4.5 |
6 |
7 |
8 |
3. Белова Аня |
3 |
9 |
5.5 |
7.5 |
8 |
8.5 |
6.5 |
4. Бредихина Лена |
4 |
6 |
6 |
6.5 |
6.5 |
7.5 |
7 |
5. Гункина Таня |
5 |
7 |
7 |
7 |
7.5 |
7 |
8.5 |
6. Даняева Катя |
5 |
7 |
6.5 |
6.5 |
7.5 |
9 |
8 |
7. Ермошина Марина |
7 |
8 |
7 |
6.5 |
4.5 |
6.5 |
7.5 |
8. Костикова Маша |
5 |
6 |
5 |
6 |
8 |
6.5 |
6 |
9. Ознобкина Лена |
4 |
6 |
5 |
4.5 |
3.5 |
6.5 |
4.5 |
10. Сосова Света |
3 |
7 |
5.5 |
6.5 |
8.5 |
8.5 |
7 |
11. Сарычева Маша |
3 |
7 |
8 |
5.5 |
5 |
7 |
7.5 |
12. Сычева Света |
5 |
6 |
6.5 |
5.5 |
8 |
5 |
5 |
13. Томилина Лиза |
5 |
4 |
4.5 |
3.5 |
7.5 |
7 |
8 |
14. Уварова Неля |
1 |
5 |
4 |
5 |
7 |
7.5 |
8 |
15. Чучмаева Валя |
3 |
3 |
7.5 |
7 |
7 |
8 |
6 |
Средний балл: |
4 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
8 |
Рекомендуем к прочтению:
Эмпирические исследования взаимосвязи учебной деятельности студентов и их
направленности на избегание неудачи. Методика оценки
стремления к избеганию неудачи
Методика предложена Т. Элерсом для оценки стремления к избеганию неудачи, страха перед несчастьем, наказанием. [15]
Инструкция. Вам предлагается список слов на 30 строк, по 3 столбца на каждой строке. В каждой стоке выберите только одно ...
Психотипы людей и их поведение в труде, бизнесе, сотрудничестве
Природа и источники индивидуальных различий человека является предметом изучения отдельных областей психологии. Индивидуальными свойствами могут выступать как отдельные, частные особенности (например, время реакции, особенности восприятия ...
Результаты исследования
Анализ исследования "Лесенка"
Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку "очень хорошие" и даже "самые хорош ...