Экспериментальное исследование зависимости модуса жизни студенческого коллектива от групповой сплоченности, ценностных позиций и стиля саморегуляции. Описание проведения исследования и полученные рез
Основными задачами
нашего исследования стало:
1. Изучение групповой сплоченности в студенческих группах 3 и 4 курса;
2. Изучение ценностных ориентаций в группах;
3. Исследование стиля саморегуляции студентов;
4. Изучение модуса жизни студентов;
5. Выявление взаимосвязи между полученными результатами;
При исследовании мы воспользовались следующими методиками
:
1. социометрическая методика на выявление групповой сплоченности
(Сишор);
2. методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич);
3. методика «Стиль саморегуляции поведения – ССП‑95» (В.И. Моросанова);
4. методика «Я-высказывания» для определения модуса жизни.
Таким образом, нами были получены следующие результаты
.
Во-первых, нами было установлено, что студенты 4-го курса обладают большей групповой сплоченностью (индекс групповой сплоченности = 0,6 при норме 0,6 – 0,7). В группе не было выявлено изолированных, но имеются 1–2 лидера.
В группе 3 курса имелось несколько лидеров, несогласованных между собой, каждый из которых имеет свою группу по 3–4 человека. Индекс групповой сплоченности в этой группе ниже нормы – 0,5.
Получив результаты методики «Я-высказывания» с помощью контент-анализа, мы наблюдали положительную динамику роста модуса бытия от 3-го к 4-му курсу.
Исходя из этого графика, мы можем сказать, что при росте модуса бытия, увеличивается и сплоченность группы (с 41% до 55%).
Далее мы сопоставили результаты методики «Я-высказывания» с данными по методике «Ценностные ориентации», в результате чего получили следующие.
По этим данным мы установили, что с ростом модуса бытия увеличивается значимость таких терминальных ценностей, как здоровье, наличие верных друзей, творчество и продуктивная жизнь. При этом снижается показатель значимости развлечений, развития и познания, а также уверенности в себе.
Приложение отражает увеличение значимости таких инструментальных ценностей, как честность, чуткость, ответственность, исполнительности и самоконтроль, и снижение рациональности, высоких запросов, независимости. Эти изменения также коррелируют с ростом модуса бытия.
Подобным же образом мы рассмотрели динамику изменения стиля саморегуляции с ростом модуса бытия.
Мы видим, что при росте модуса бытия повышается уровень планирования и самостоятельности и понижается склонность к моделированию, а также гибкость в действиях.
Рекомендуем к прочтению:
Окулесика. Язык глаз в коммуникации людей разных
культур
Его социальные функции.
Глаза, части глаз и выражение глаз берут на себя особую роль в невербальном отражении человеческих эмоций, и в передаче самой разнообразной информации, причем в значительной мере в этом «повинно» строение глаза. Ф ...
Изучение мышления в отечественной психологии
Работы отечественных психологов в решении данной проблемы исходят, прежде всего, из принципа развития как процесса перехода количественных изменений в качественные. (Костюк, хр) Анализ научной литературы позволяет выделить основные аспект ...
Феномен материнства. Личностное развитие женщины в
материнстве
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному из ...