Социально-психологический тренинг как средство
повышения эмпатии студентовСтраница 1
Формированию эмпатической культуры студентов способствует социально-психологический тренинг, позволяющий повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного общения. Социально-психологический тренинг, безусловно, представляется нам как метод формирования эмпатической культуры студентов, внутри которого можно автономно использовать и другие методы, в частности, деловые и ролевые игры, дискуссию и т.п. Эффективность тренинга определяется тем, что его участнику предоставляется возможность непосредственно в самом процессе общения оценить свою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их. Социально-психологический тренинг позволяет:
· приобрести психолого-педагогические знания в сфере общения;
· приобрести эффективные навыки общения, например, умение войти в контакт, слушать, убеждать и т.п.;
· сформировать установки, необходимые для успешного общения, например, готовность, рассмотреть проблему под "другим углом";
· развивать способности к самоанализу, к пониманию других людей;
· скорректировать систему отношений к окружающему миру.
Основными элементами тренинга традиционно считаются деловые, ролевые игры и дискуссия.
В основе деловой игры лежит проблемная ситуация, которая должна с высокой степенью реальности имитировать конкретные условия и динамику действий, обеспечивающих включение играющих в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей. Деловые игры позволяют взглянуть на ситуацию и на самого себя глазами партнера по общению. Способность постичь чужой прогноз и через него мотив чужого поведения - необходимое условие взаимопонимания, что в какой-то степени реализуется через ролевое взаимодействие. Основными признаками учебной деловой игры являются:
· моделирование процесса деятельности преподавателя и студентов в аспекте разрешаемой проблемы;
· распределение ролей между участниками игры.
В рамках тренинга развивается диалоговое общение, которое, несомненно, способствует формированию эмпатии как личностного, профессионально-значимого качества студентов.
Диалоговое общение как метод располагает богатым арсеналом эмоционально-интеллектуальных приемов, способствующих становлению и развитию эмпатической культуры. Кратко раскроем суть данных приемов.
Идентификация (от лат. identificare - отождествление) - это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное уподобление его характеристикам самого субъекта. В рамках нашего исследования представляет интерес рассмотрение идентификации как механизма переноса себя в ситуацию, позицию другого человека. В процессе этого проникновения усваиваются личностные смыслы, что помогает понять внутреннее состояние, намерения, мотивы, чувства другого человека, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность процесса формирования эмпатической культуры педагога.
Когнитивная интерпретация - это объяснение того, что пытается выразить собеседник, но пока не может сделать это достаточно ясно. Он еще полностью не осознает свои чувства и состояние. Использование данного приема наиболее оправдано тогда, когда установился хороший психологический контакт. Основная цель - помочь собеседнику увидеть связи или какие-то аспекты ситуации, которые он полностью не осознает.
Резюмирование - прием, похожий на интерпретацию; только в этом случае подытоживаются основные идеи и чувства собеседника, высказанные им открыто в конкретном фрагменте разговора. Здесь точка зрения слушающего в понимании участника диалога присутствует в большей степени, чем в простом перефразировании. Резюмирующие реакции помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Они дают уверенность в точности восприятия сообщения собеседника и помогают студенту понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль.
"Зеркало" - прием повторения последней фразы с изменением порядка слов. Этот прием предполагает только отражение высказывания студента. "Зеркало" помогает осмыслить собеседнику его же высказывание, тон и манеру произношения. Данный прием направлен на установление взаимопонимания.
Разновидность приема "Зеркало" - "Эхо". Это повторение последних слов собеседника. Выполняет функцию уточнения высказывания и не предполагает продолжения и развития мысли студента и приписывания ему того, что не было сказано.
"Имя собственное" - при взаимодействии со студентом следует чаще обращаться к нему по имени, что вызывает не всегда осознанное им чувство удовлетворения.
Подбадривания и заверения - это приемы подтверждения того, что педагог хочет принять мысли и чувства студента безотносительно к тому, какими бы они не оказались. Приведем примеры реакций такого типа: "Да, я понимаю твое состояние", "Продолжайте, продолжайте. Это интересно", "Приятно слышать".
Рекомендуем к прочтению:
Определение понятия «общение»
Для определения места компьютерной коммуникации в системе общения требуется прежде всего уточнить содержание понятия «общение».
Главная цель естественного языка - установление общения между людьми, которое протекает в обстоятельствах, об ...
Психосинтез
Психосинтез - как направление трансперсональной психологии существует с 1910 года. Именно в то время начал свои исследования итальянский ученый, психиатр Роберто Ассаджиоли [2]. Процесс синтеза - повсеместное явление: клетки объединяются ...
Предмет психологической науки
Предмет науки - это условно ограниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей. Обособление некоторой предметной области от сопредельных областей познания по ...