Сущность эмоций. Понятие и классификация эмоцийСтраница 2
С точки зрения психопатологии выделяют физиологические и патологические эмоциональные явления. Первые соответствуют по своему выражению и течению вызвавшей их причине (человек плачет от горя), вторые - избыточны и их выраженность, не соответствуя вызвавшему их поводу, может привести к поступкам, не совместимыми с нормальной рассудочной деятельностью (эмоциональная реакция, заканчивающаяся самоубийством).
Эмоции делят также на низшие и высшие. Низшие связаны с органическими потребностями и подразделяются на два вида гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.
Очевидно, что сам по себе ни один из этих критериев (признаков) не может быть принят как единственный, так как эмоциональные явления многомерны и характеризуются одновременно многими параметрами. Эмоции представляют сбой системные явления и как таковые обладают системными качествами. Выделение этих качеств, их объективизация позволит построить непротиворечивую классификацию эмоций. Можно допустить, например, что каждая эмоция как система может быть охарактеризована по многим осям (векторам) в соответствии с принципом многомерного шкалирования, разработанным Е.Н.Соколовым, Ч.А.Измайловым. Более широкие возможности этой модели, ее адекватность была доказана по отношению к широкому классу когнитивных психических явлений, связанных с речевой системой, - гностических, мнестических, интеллектуальных (А.Ю.Терехина). Возможно, что данная модель может удовлетворительно описать и определенный класс эмоциональных явлений, во всяком случае те, которые могут быть представлены в сознании. Эта область ждет еще своих исследователей.
Рекомендуем к прочтению:
Изучение эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста
Проективная методика «Кактус»
Цель-изучение эмоциональной сферы, наличие тревожности, ее направленность, интенсивность и т. д.
Возраст от трех лет и до взрослого человека.
Материал: альбомный лист, простой карандаш.
Инструкция:
на ли ...
Социальная активность
Социальной активности предшествует социальная зрелость, которая является самым важным новообразованием молодости - это обусловлено возрастным периодом. Вступая в контакт с обществом, главной задачей молодых людей становится решение социал ...
Изучение идентификации детей и родителей
В исследовании приняли участие десять детей в возрасте от 4 до 7 лет, посещающих разновозрастную группу в ДВОК «Пенаты» Северо-Восточного округа. Исследование проходило 6 недель.
На первом этапе проводился устный опрос воспитанников разн ...