Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Эмоции человека и эмоции животного. Происхождение эмоций – от животного к человеку
Страница 1

Материалы » Отличие эмоций человека от эмоций животного » Эмоции человека и эмоции животного. Происхождение эмоций – от животного к человеку

Эмоции - эволюционно древние регуляторные программы поведения, активируемые сигналами внешней среды. Развитие их тесно связано с соматическим развитием животных. Первые эмоции появляются уже на этапе узловой нервной системы. Вероятно, как только одни потомки кишечно-полостных, наделённых примитивной нервной системой, научились поглощать других, у животных стали вырабатываться программы поведения, препятствующие этому процессу. Особи, получившие возможность воспринимать, например, сигналы опасности или вредности из внешней среды, имели больше шансов на выживание. Причем эти сигналы, по причине примитивности строения тела и нервной системы, непосредственно преобразовывались в действие - убегание или отторжение яда (выплевывание, рвота). Поэтому у низкоорганизованных животных эмоции имеют лишь двигательный компонент. Первичные эмоции полностью образованы двигательными программами.

В ходе эволюции происходило усложнение внутреннего строения животных. Это сопровождалось образованием специализированной системы нейрорегуляции - формированием вегетативной нервной системы (ВНС). ВНС регулирует работу внутренних органов - просвет бронхов, тонус сосудов, мочевого пузыря, потоотделение и пр. Естественно, что те животные, у которых двигательные программы включали и вегетативную регуляцию, причем в правильном сочетании с первичным двигательным комплексом, могли более успешно бороться за выживание. Например, эмоции гнева или страха требуют быстрой активации мышечной системы. Если при этом мышцы смогут дополнительно получить кровь, кислород, глюкозу и другие компоненты с параллельным торможением функционально не важных в данный момент органов - кишечника, мочевого пузыря, почек - то такое животное окажется проворнее и, следовательно, жизнеспособнее. Поэтому следующий этап развития эмоций характеризуется присоединением к двигательным программам вегетативного комплекса. Один сигнал из внешней среды может активировать процессоры двигательного и вегетативного ряда. Следует заметить, что программы вегетативного направления могут быть активированы и без эмоций.

В процессе развития сообществ животных эмоции обогатились ещё одним видом программ - коммуникативным. Хотя, по сути, это программы двигательные, но функциональная направленность их в корне отличается от основной. Программы коммуникативного направления - это мимика и позиционные комплексы. Они созданы природой для обмена сигналами и регуляции поведения животных в стае. В отличие от них первичные эмоции управляют поведением животных вне стаи.

Таким образом, в процессе эволюции происходило, во-первых, обогащение программной части первичных эмоций, а во-вторых, расширение программных вариантов эмоционального поведения. Собственно же эмоции - это врожденные программы поведения, содержащие двигательный, вегетативный и коммуникационный компоненты, и активируемые единым сигналом, поступающим из внешней среды.

С учетом наличия у животных и человека мотивационных программ регуляции поведения, взаимодействующих с субъективным сенсорным образом, весь этот нейронный комплекс одновременно активированных рецепторов и процессоров следует называть сенсорно-мотивационным комплексом регуляции восприятия и поведения.

Теперь о сигналах, активирующих эмоциональные процессоры. Формировались они в то время, когда животные только «учились» воспринимать мир. Поэтому все они просты, а то и вовсе включают один параметр как, например, хеморецепторы вкуса и обоняния. В зрительной модальности это сигналы тени, света, движения и другие. Всё это сигналы с рецепторов жесткого типа. Поэтому как животные, так и человек не учатся эмоциональному отношению к внешнему миру. Мы это получаем при рождении, так же как почки или кожу. В то же время эмоциональные программы могут встраиваться в процессоры ассоциативного типа, образующиеся у млекопитающих при жизни во время обучения.

Интересная особенность наблюдается в системе восприятия звуков. Для всех млекопитающих сложные звуковые сигналы (звукосочетания) имеют эмоциональную окраску, то есть восприятие этих сигналов вызывает соответствующее поведение. Это признак врожденный и означает наличие в слуховой системе сложных рецепторов жесткого типа, способных воспринять сложные звукосочетания и передающих воспринятый сигнал далее на процессоры эмоционального ряда. У человека, в отличие от остальных животных в коре головного мозга имеется центр восприятия речи - зона Вернике. При повреждении этой зоны теряется способность понимания слов, но не теряется способность восприятия звукосочетаний, имеющих эмоциональную окраску, например, звуков и мелодии песни. В то же время нарушение восприятия врожденных звукосочетаний не нарушает восприятие речи. Это означает существование двух параллельных систем восприятия звукосочетаний - жесткого и ассоциативного типов.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Результаты эмпирического исследования, их обсуждение
Методика Шмальта [2, с. 18] позволяет провести анализ 26 параметров мотивации достижения у младших подростков. Она позволяет не только определить уровень трех мотивационных тенденций – «Надежды на успех», «Боязни неудачи - 1» и «Боязни не ...

Интегральная йога
Интегральная йога (англ. Integral yoga) — один из современных видов йоги, основанный на учении Шри Ауробиндо [55]. Интегральной йогой называют комплексный подход к духовному совершенствованию духа и тела. В настоящее время существуют неск ...

Вывод
Таким образом анализ теоретических и практических источников по проблеме показал, что взаимоотношение родителей с ребенком напрямую отражается на его психосоматическом состоянии. Практически все учащиеся желают иметь более тесные взаимоот ...