Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возрастаСтраница 1
К
настоящему времени в психологии существуют разные подходы к определению понятия «интеллект». Изучение особенностей развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста осуществляется, как правило, в рамках подхода, интерпретирующего интеллект как «систему всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятие, память и др.» [16, с. 23]
Принято считать, что дети с нарушениями деятельности анализаторов, неравномерностью и асинхронностью интеллектуального и психомоторного развития и те, чьи интеллектуальные возможности приближаются к нижней границе нормы, являются наиболее склонными к нарушениям адаптации. Обычные школьные нагрузки и требования для них часто избыточны или непосильны [23].
При этом младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал интеллектуального развития детей. Младшие школьники различают цвет, форму, величину предметов, их положение в пространстве. Могут правильно назвать и изобразить предлагаемые формы и цвета, правильно соотнести предметы по их величине. Однако восприятие детей данного возраста еще
не совершенно: во-первых, значительные затруднения вызывает анализ воспринимаемого объекта, вычленение в его структуре отдельных элементов; во-вторых, восприятие тесно связано с действием (для младшего школьника воспринять предмет - значит что-то сделать с ним, как-то изменить, взять, потрогать); в-третьих, такое свойство восприятия, как обобщенность, у многих детей слабо развито.
Несмотря на развитие способности произвольно управлять своим поведением, у учащихся начальных классов все же преобладает непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упускать существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. По данным Никольской И.М. и Грановской P.M. произвольное внимание полностью развивается только к 12-16 годам [41].
Кроме преобладания непроизвольного внимания возрастной особенностью является и сравнительно небольшая устойчивость данного психического процесса во времени. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока [27].
В младшем школьном возрасте развиваются отдельные свойства внимания: устойчивость, распределение, переключаемость, объем внимания.
Ведущие виды памяти у младших школьников - эмоциональная и образная. Дети быстрее и прочнее запоминают эмоционально окрашенный материал. Но, несмотря на то, что эмоциональная память обеспечивает быстрое и прочное запоминание информации, полагаться на точность ее сохранения можно далеко не всегда.
Образная память тоже имеет свои ограничения. Действительно, дети лучше удерживают в памяти конкретные лица, предметы и события, чем определения, описания, объяснения. Однако в период удержания в памяти образ может претерпеть определенную трансформацию. Типичными изменениями, происходящими со зрительным образом в процессе его хранения, являются: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных элементов.
Рекомендуем к прочтению:
Беседа с братьями и сёстрами новорождённого
Если с синдромом Дауна рождается младший ребёнок в семье, перед родителями встаёт ещё одна трудность: что сказать своим старшим детям. Возникает естественное желание оградить их от огорчений взрослых. Часто родители переоценивают чувствит ...
Стили отношений в семье
Частота возникновения и характер поведения подростков в конфликте с родителями связаны с существующим в семье типом родительского отношения: типы отношений, основанные на утверждении силы и лишении ребенка любви, чаще провоцирует подростк ...
Понятие и сущность факторов риска формирования наркозависимости у детей
Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное и отвергающее. Подобное отношение связано с незнанием и непониманием наркомании как явления. В отношении к наркомании ...