Самооценка учащихся начальных классов как структурный элемент адаптационных
способностейСтраница 1
Самооценка является динамичным образованием. Представления человека о своей ценности складываются и уточняются в процессе деятельности и межличностного общения. Как уже говорилось ранее, принято выделять два вида самооценки: общую и частную. Частная самооценка рассматривается в виде оценки образа «Я-реальное» и «Я-идеальное». В соответствии с целью исследования было проведено изучение общей и частной самооценки у всей выборки школьников начальных классов, а также попутно анализ структуры образа Я мальчиков и девочек в исследуемой выборке.
Таблица № 3. Структура образов «Я-реальное» и «Я-идеальное» у учащихся начальных классов
«Я-идеальное», ранг в среднем по выборке |
Качества личности |
«Я-реальное», ранг в среднем по выборке |
1 |
Умный |
1 |
2 |
Добрый |
2 |
3 |
Смелый |
3 |
4 |
Сильный |
5 |
5 |
Аккуратный |
6 |
6 |
Вежливый |
4 |
7 |
Терпеливый |
7 |
8 |
Общительный |
11 |
9 |
Целеустремленный |
12 |
10 |
Старательный |
9 |
11 |
Щедрый |
10 |
12 |
Умеющий прощать |
8 |
13 |
Искренний |
13 |
14 |
Независтливый |
14 |
Примечание: чем меньше ранг, тем более значимо качество.
При изучении структуры образа Я младших школьников было выявлено, что дети прежде всего хотят быть умными, добрыми (добрый понимается ими не в истинном значении слова, а исключительно как хороший), смелыми, сильными, аккуратными и т.д. Наименее ценными, даже нежелательными в дальнейшей жизни считают такие качества, как: независтливость, искренность, умение прощать и щедрость. Отвечая на вопрос, что такое щедрость, они говорят: «Это когда деньги на ветер не бросают».
Рекомендуем к прочтению:
Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему
психологическому практикуму. Психологическое исследование,
требования к организации и его основные этапы
Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерн ...
Методические основы экспериментальной работы. Диагностическая
программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Цель диагностической программы – выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Подобранная диагностическая программа состоит из следующих методик: «Составлени ...
Понятие и сущность факторов риска формирования наркозависимости у детей
Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное и отвергающее. Подобное отношение связано с незнанием и непониманием наркомании как явления. В отношении к наркомании ...