Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Особенности влияния личностной зрелости родителей на воспитание ребенка и ребенка на личностное развитие и зрелость родителей
Страница 1

Материалы » Личностное развитие в родительстве » Особенности влияния личностной зрелости родителей на воспитание ребенка и ребенка на личностное развитие и зрелость родителей

Согласно общепринятым представлениям, зрелость - это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами от 23-25 до 55-60 лет (Хухлаева О. В) и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.

По мнению О.В. Хухлаевой, основное новообразование этого периода - достижение личностной зрелости. Содержание этого понятия часто используется в психологии, но несколько по-разному понимается.

А.А. Реан (2004) отмечает, что можно с достаточным основанием полагать, что самым сложным и наименее исследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. Он выделяет: индивидную зрелость, личностную зрелость, зрелость субъекта деятельности и индивидуальности. А в качестве критериев рассматривает развитие личности в период взрослости ответственность, терпимость (толерантность), саморазвитие и позитивное социальное мышление.

Согласно Д.А. Леонтьеву, основной критерий личностной зрелости - это "умение осуществлять свою жизненную стратегию, а не колебаться под ветрами стимулов. Покой и воля - это и есть формула личностной зрелости".

Кантор и Циркель принимают за критерии личностного развития в период взрослости выполнение жизненных задач, возникающих в общественной жизни, просоциальное поведение, интимные отношения и родительство, с ними согласен П. Хейманс.

В. Франкл и Э. Фромм выделяют в качестве важнейших критериев любовь, ответственность, заботу, уважение, знание, духовность и свободу, Э. Эриксон - достижение интимности, продуктивность, связь поколений и просоциальное поведение. Данная точка зрения поддерживается Г.С. Абрамовой, которая выделяет в данном возрасте следующие задачи - построение интимных отношений, просоциальное поведение и выполнение родительской функции.

И именно родительство позволяет решить не только социальные, но и экзистенциальные задачи, являясь одной из важнейших задач развития в данный период. Оно связано с просоциальным поведением и ответственностью, толерантностью и заботой, невозможностью без любви к другому человеку, ребенку, позволяет достичь продуктивности, кроме того, является реализацией потребностей человека.

Варга А.Я. [9] были условно выделены семь вариантов родительского стиля:

1. Строгий - родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свое мнение, систему требований и готовые решения ребенку. Родитель жестко направляет ребенка по пути социальных успехов и достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Ребенок представляется родителю недостаточно зрелым, неспособным принимать самостоятельные решения, его мнение редко учитывается родителем. Данный стиль в целом соответствует авторитарному стилю, неоднократно описанному в мировой психологической литературе.

2. Объяснительный - родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению. По мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен уловить причинно-следственные связи между явлениями, на основе которых родитель строит свои объяснения

3. Автономный -

родитель позволяет ребенку самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости. Родитель спокойно относится к нарушениям правил и дисциплины ребенком, возлагая всю ответственность за совершенное ребенком на него же самого. Предполагается, что ребенок сам должен испытать все на собственном опыте.

4. Компромиссный - для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия, либо предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, его слабостях и сильных сторонах, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Экспериментальное изучение исследования взаимосвязи между особенностями детско-родительских отношений и наличием у ребенка соматических заболеваний. Организация и этапы проведения экспериментальног
При изучении проблемы семейного взаимоотношения с конкретными индивидами необходимо, с одной стороны, сравнить этот процесс с условно нормативными, с другой - исследовать влияние воспитания на "Я концепцию" ребенка и состояние е ...

Воображение как основой компонент творческого процесса
Ранее нами уже упоминалось о непосредственной связи воображения с творчеством. По этому, считаем необходимым, остановиться подробнее на психологии творчества. Психология творчества как наука начала складываться на рубеже ХIХ- ХХ столетий ...

Оценочные шкалы MMPI
Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал. Шкала «?» – шкалой может быть названа условно, т.к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни ...