Сетка Томаса-КилменаСтраница 1
Для описания типов поведения людей в конфликтной ситуации К.Томас предложил использовать двухмерную модель регулирования конфликта, основные измерения которой составляют два независимых параметра:
1) Степень реализации собственных интересов, достижения своих целей;
2) Уровень кооперативности, учет интересов другой стороны;
Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса-Килмена.
|
Сотрудничество | ||
Уклонение |
Уступчивость |
Рассмотрим подробнее эти стили поведения.
1. Уклонение (избегание, уход).
Данная форма поведения характеризуется индивидуальными действиями и выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора.
Этот предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если:
1. исход конфликта для индивида не особенно важен;
2. ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много
сил у его участников.
3. у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
Целесообразность применения данного стиля руководителем:
1. руководитель чувствует высокую напряженность в коллективе и ощущает необходимость снижения накала взаимоотношений.
2. у руководителя много забот и он не хочет быть вовлеченным в конфликтную ситуацию и нести дополнительные затраты времени и сил.
3. руководителю необходимо выиграть время (заручиться поддержкой, получить дополнительную информацию).
4. руководитель считает, что немедленное решение проблемы может привести к обострению ситуации.
Данная форма поведения у исполнителя позволяет ему выйти из конфликтного взаимодействия без ущерба для своих интересов, однако, и без разрешения самого конфликта. Если такую форму избирает руководитель, то это позволяет ему избежать ответственности, не вникать глубоко в проблему, находясь как бы в тени, уйти от решения конфликта.
2. Противоборство (конкуренция)
Она характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствием сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только на свои интересы за счет интересов другой стороны. Индивид применяет все доступные ему средства для достижения поставленных целей: власть, принуждение, различные средства давления на оппонентов, использование зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.
Условия применения данного стиля:
1. восприятие ситуации как крайне значимой для индивида.
2. наличие большого объема власти или других возможностей настоять на своем.
3. ограниченность времени решения ситуации и невозможность длительного поиска взаимоприемлемого решения.
4. необходимость сохранить «свое лицо» и действовать жестко, хотя, может быть, и не самым лучшим образом.
При выборе данного стиля поведения руководителем конфликт может быть до конца не решен, а точка зрения навязана подчиненному. Особенность данного стиля поведения состоит в том, что подчиненных заставляют отказываться от своих точек зрения, используются угрозы, наказания. Это может привести к подавлению работника, его уходу или увольнению из организации.
3. Уступчивость (приспособление).
Действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.
Рекомендуем к прочтению:
Методика “исследования опосредованного запоминания”.
Цель работы: Исследование уровня доступной смысловой организации памяти, сравнение продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания пиктограмм.
Материалы и оборудования: 40 отвлечённых понятий.
Метод: учебные модификации Ю ...
Конфликтные ситуации в педагогическом общении и способы их преодоления
В ходе педагогического общения в зависимости от поведения учителей и обучающихся могут возникать те иные ситуации. Часто в образовательных учреждениях разных типов наблюдаются конфликты между субъектами образования ...
Задачи юридической психологии
Задачи, которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием и сложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции. К основным задачам юридической психологии ...