Разработка рекомендаций по коммуникативной сфере
детей с нарушением зренияСтраница 1
Чрезмерное напряжение зрения способствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации. Чрезмерные зрительные нагрузки в неблагоприятных условиях, особенно при глубоких повреждениях зрительного анализатора, могут приводить к томлению и ухудшению общего состояния организма ребенка в целом. Своевременная смена видов деятельности и обстановки, в которой проводятся учебные занятия, может содействовать работоспособности детей. Периодическая перемена положения тела во время урока или занятий предупреждает появление томления.
Важная роль в охране зрительного анализатора и его функций принадлежит вспомогательным и защитным частям глаза, которые требуют бережного ухода и соблюдения гигиенических требований. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения у детей лежит рациональное освящение рабочего места и помещений. Глаз лучше приспособлен к дневному освещению, поэтому в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушением зрения следует вводить люминесцентное освещение. В организации гигиенической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, следует руководствоваться нормативными документами Министерства здравоохранения.
В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:
оптимизация социальной ситуации
развитие видов деятельности ребенка
формирование возрастно-психологических новообразований
В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (З. Фрейд, М. Клайн), либо в дефицитарной или искаженной среде. На основе этого положения цели воздействия понимаются как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды (24).
При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:
Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме.
Цели коррекции должны быть реалистичными и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.
При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности ребенка.
Эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении длительного временного материала.
В основе психокоррекционной работы лежат следующие принципы:
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотрены в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Принцип коррекции "Сверху вниз". Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. Коррекция по принципу "Сверху вниз" строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
Принцип коррекции "Снизу вверх". При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнения и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.
Рекомендуем к прочтению:
Влияние детско-родительских отношений на наличие у
ребенка психосоматических заболеваний
Появление термина "психосоматический", согласно литературе, относится к 1818 г. по Хайнроту, а термина "соматопсихический" - к 1822 г. - Якоби, но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического (духо ...
Процесс формирования личности подростка и особенности его развития
Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно, в какой то мере, рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.
Социали ...
Стресс жизни. Основные причины
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзам ...